Есть два типа начальников и два типа подчиненных: те, кто навязывает другим свою волю, и те, кто подчиняется чужой воле. Таким образом, формальный начальник может превратиться в фактического подчиненного своего официального подчиненного. А формальный подчиненный может стать реальным начальником своего формального начальника. Именно последний из описанных выше типов отношений и держит в уме Владимир Зеленский, отправляясь на встречу с Трампом во Флориде в это воскресенье.
Киевский начальник неоригинален просто до банальности. Тот «политический багаж», с которым он, согласно его публичным заявлениям, едет на рандеву с американским лидером на самом излете 2025 года, является «братом-близнецом» той позиции, которая привела к изгнанию Зеленского из Овального кабинета Белого дома в самом начале уходящего года. Зеленский хочет «продать» Трампу отредактированный им вариант мирного плана, который является заведомо неприемлемым для России. За этим, по мысли киевского руководителя, должна последовать горестная декларация в стиле «Смотрите, мы искренне хотим мира, а русские – нет!» и вывод Трампа на новый виток санкций и угроз в адрес Москвы.
Сам Трамп, правда, не готов становиться начальником, который де-факто является марионеткой. «У него ничего нет, пока я это не одобрю. Так что посмотрим, что у него есть» - таким заявлением он предварил визит Зеленского в свое поместье. Добавляем в этот «политический коктейль позитивные сигналы из Москвы о процессе российско-американских консультаций. Заместитель Лаврова Сергей Рябков: «Думаю, что 25 декабря 2025 года останется у всех нас в памяти как рубеж, когда мы действительно приблизились к решению. Но от нашей работы, от политической воли той стороны зависит, сможем ли мы сделать последний рывок и выйти на договоренность».
И что же мы понимаем из всего этого набора? Наверное, только то, что мы ничего не понимаем. Единая картинка не складывается. Все распадается на отдельные фрагменты, которые радикально противоречат друг другу. И первое, что мы должны сделать, оказавшись в такой интеллектуально незавидной ситуации, перестать удивляться. Реальный дипломатический процесс достижения договоренности всегда «любит тишину». А еще у этой «тишины» есть своя специфика.
Вот как её описал в своем телеграмм-канале эксперт Российского совета по международным делам Алексей Наумов: «У вас есть цели, которые нужно достичь – при этом есть цели реальные, а есть цели декларируемые публично. Они редко совпадают…Плюс к этому у вас есть еще пиар, медийное сопровождение. Эта сфера вообще представляет собой вещь в себе и редко имеет отношение к реальности…Именно поэтому слушать публичные заявления или не нужно вообще, или нужно, но только понимая их самоценность».
Сформулировано, наверное, излишне резко, особенно про то, что публичные заявления в принципе можно и не слушать. Но эта резкость формулировок не должна отвлекать внимания от того, что они имеют (или могут иметь) вполне себе близкое отношение к реальности. Если отталкиваться от этих «законов реальной дипломатии», то происходящее сейчас в сфере урегулирования украинского кризиса, перестает казаться совершенно непонятным и совершенно нелогичным. Все встает на свои места – места, видеть которые нам пока, правда, не положено.
Но это «пока не положено» не продлится слишком долго. Встреча Трампа с Зеленским. Разговор президента США с президентом России – после этих двух событий реальная диспозиция и реальные позиции сторон в какой-то мере (совсем не обязательно полной) обязательно вырвутся в публичное пространство. Тогда и можно будет делать выводы о том, кто является какого типа начальником, а кто – какого типа подчиненным. А пока давайте не будем перегревать свои мозги, пытаясь проникнуть в сферы, в которые мы все равно не проникнем. Иногда самое разумное – это просто ждать.