В 2025 году на Патриарших прудах закрылись 16 ресторанов — это впятеро больше, чем год назад. Некоторые заведения не протянули и года. Похоже, прогнозы экспертов о том, что центр гастрономической Москвы должен переместиться с «Патриков» в другое место, начали сбываться. И причина здесь не только в росте издержек (прежде всего аренды) — вполне вероятно, что по ряду причин этот район просто надоел «топовым едокам». Почему так произошло и что будет на Патриарших после ресторанов — выяснял «МК».
Не то чтобы «Патрики» сейчас, под Новый год, выглядели пустынно — однако то здесь, то там натыкаешься на пустые витрины. Статистически показатель «вакантности» — около 11% помещений — вроде бы неплохой, но в прошлом-то году было всего 6%: «тенденция, однако» — и в сочетании с несколькими темными витринами здешний вид навевает тоску.
Агентство CORE.XP выделяет сразу три ключевые причины массовых закрытий, и среди них нет вроде бы самой очевидной: повышения аренды. То есть само-то повышение есть, но по меркам 2025 года очень умеренное — едва ли не минимальное, чем в других местах центра. Но ключевыми причинами ресторанного «исхода» аналитики считают смену портрета аудитории, падение среднего чека и высокую конкуренцию.
Портрет, конечно, за последние годы сменился — этого не отнять. «Там, где десять и даже пять лет назад сидели взрослые обеспеченные люди, понимавшие в кухне и пришедшие именно попробовать чего-то особенного, — в 2025 году теперь обитает прежде всего молодежь, причем часто не из Москвы, — рассказывает Елена Тихонова, жительница Большой Бронной. — Но дело не в возрасте и не в происхождении; главное, что сменилась цель визита для большинства аудитории. Люди хотят, похоже, не поесть, а «зачекиниться» в престижном месте. Снять рилсы о том, что «вот, я/мы отдыхаем на «Патриках». Блестки, огоньки, жизнь удалась. Для этого не нужно заказывать дорогие блюда, достаточно пары коктейлей и айфона».
Это подтверждают и аналитики: аудитория высокой кухни, отмечают в агентстве, мигрирует в более свежие локации. Возможно, еще одна важная причина этого — фактическая невозможность попасть на Патриаршие и припарковаться у ресторанов на личном автомобиле. Конечно, для тех, кто ездит с шофером или пользуется такси, это не проблема, но есть и значительная доля обеспеченных клиентов, привыкших сидеть за рулем (и даже бросивших по этому поводу пить)…
— Еще года три назад припарковаться на «Патриках» было дорого, но в целом реально, сейчас приходится парковаться в 15–20 минутах пешком от пруда, — рассказывает постоянный посетитель одного из ресторанов, модельер Артур. — В холодное время года это уже не комфортно, особенно для женщин в платьях или на каблуках. Поэтому люди, конечно, «отваливаются» каждый год.
И — довольно-таки оглушающий шум, его тоже не получается игнорировать. Несколько лет назад на рев моторов и гул толпы круглые сутки жаловались жители домов на Малой Бронной и в окружающих переулках. Но сейчас звуковой фон начал, похоже, пугать и посетителей ресторанов. «Много лет любила сидеть на «Патриках» на летней веранде, работать, смотреть на город, это казалось так по-европейски, — рассказывает пиар-директор Альбина. — Но в 2025 году я так не делала, садилась внутри. Просто потому, что работать уже не получается. А еще, откровенно говоря, при такой толпе на тротуарах о приватности и даже безопасности говорить уже не приходится. Поэтому те, кому эти параметры важны, уходят».
Аналитики подтверждают, что пешеходный трафик на Патриарших сохраняется — но меняется его структура. В 2025 году стала популярной идея просто пройтись по «Патрикам» бесплатно — ведь улица-то, как говорится, общая, а видео в соцсетях можно сделать почти такое же эффектное. А если почти не видно разницы — за что платить?
Посетители ресторанов перетекают в другие кварталы центра — еще в 2024 году перспективной стала Большая Никитская, а в 2025-м «точки роста» начали возникать в Хамовниках. Но свято место, конечно, пусто не бывает: на Патриарших жизнь насовсем не замрет. Сейчас, судя по статистике сдачи коммерческой недвижимости, это бутики одежды. Сейчас уже 45% открывающихся в районе заведений — это как раз фешн-точки. Так что, может быть, не завтра, но послезавтра «Патрики» вполне могут стать «новым Столешниковым».
Владельцам недвижимости и местным жителям, скорее всего, это будет только на руку: бутики место более тихое, не привлекают шумящую и подвыпившую толпу, да и не являются источником антисанитарии. Гуляющих людей, возможно, все-таки станет поменьше: все-таки любителей пофотографироваться на фоне витрин меньше, чем на фоне бокалов с коктейлями. Вот только… За покупками богатые люди тоже предпочитают отправляться на машине — а с этим на Патриарших всегда было и будет трудно.