Обновлено в 13:29
Дональд Трамп не стал объявлять войну Венесуэле. В обращении к нации президент США говорил в основном о внутренней политике, критиковал предыдущую администрацию и говорил об успехах своей. В частности, он заявил, что американская армия стала самой могущественной в мире, а Америка — самой крутой страной в мире. Он сообщил о сокращении наркотрафика и оттоке мигрантов из США впервые за 50 лет.
Несмотря на то что Трамп не объявил войну Венесуэле, в Карибском море нарастает напряжение — от идеи ввести блокаду для подсанкционных танкеров, следующих в Венесуэлу и из нее, президент США не отказался.
Венесуэла, как сообщает The New York Times, вывела в море военные суда на защиту танкеров. А США подняли в небо четыре самолета палубной авиации у венесуэльского побережья. Блокада продолжится, заявил Трамп.
«Это блокада, и мы не позволим никому, кто не должен проходить, избежать ее. Как вы знаете, венесуэльские власти отняли у нас права на нефть и саму нефть, и мы хотим все это заполучить назад. Они незаконно завладели этими землями и правами на добычу. У нас там было много нефти, но они незаконно получили американские активы, выдворили наши компании. Теперь мы хотим вернуть все».
Конгресс по вопросу Венесуэлы, судя по всему, расколот примерно пополам. Так, палата представителей США с минимальным перевесом отклонила две резолюции. Одна из них — о прекращении военных операций против наркокартелей у берегов Венесуэлы.
Вторая — документ, который запретил бы США проводить военные действия на территории Венесуэлы или против нее без одобрения конгресса. Мнения практически разделились — 211 законодателей проголосовали в поддержку резолюции, 213 выступили против. О ситуации рассказывает журналист CBS News Аарон Наварро:
«Причина блокады, как упоминает Трамп, — украденная нефть, земли и другие активы США. Полагаю, речь идет о тех американских нефтяных компаниях, которые находились в Венесуэле до того, как правительство страны не взяло их под госконтроль в 1970-е годы. Но в целом все это — фрагмент более широкой кампании давления на Венесуэлу с целью смены режима в Каракасе. Ранее президент США предупреждал, что дни Николаса Мадуро на посту президента Венесуэлы сочтены. И, видимо, останавливаться он не планирует. Об этом же говорила в нашумевшем интервью глава администрации Белого дома Сьюзи Уайлс, заявившая, что он планирует продолжать топить лодки в рамках борьбы с наркокартелями и наркотрафиком. Что касается отношения чиновников к этой ситуации, на данный момент все озабочены экономическими вопросами. Республиканцы — и в Белом доме, и вне его — все чаще предлагают Трампу сосредоточиться на внутренней политике, а не внешней, на которую фактически пришелся почти весь год его нахождения у власти».
Как пишет Telegraph, Великобритания продолжает страховать заходящие в Венесуэлу танкеры, перевозящие нефть вопреки санкциям США и заявлениям Дональда Трампа. В частности, известно о трех таких судах, перевозивших нефть из Венесуэлы. Газета отмечает, что ситуация может вызвать дипломатическую перепалку между Лондоном и Вашингтоном и привести к скандалу.
Перед речью Трампа было много спекуляций на тему возможной войны США с Венесуэлой, пишет Reuters, но внезапно американский президент сделал акцент не на вопросах внешней политики, которые занимали значительную часть его деятельности с момента возвращения в Белый дом. Вместо этого он сосредоточился на внутренних политике и экономике, восхвалении деятельности своей администрации, впрочем, не удержался и все-таки напомнил об урегулировании конфликта на Ближнем Востоке и своем миротворчестве в целом. И о том, что во всех бедах США виноват его предшественник Джо Байден.
The Guardian назвала обращение президента США крикливым потоком сознания без пауз и знаков препинания. Газета подчеркивает, что американскому президенту пора бы найти новую боксерскую грушу, потому что про Байдена уже мало кто вспоминает. Но у демократов нет очевидного лидера, так что Трампу нацелиться не на кого.
Что касается Венесуэлы, то, как отмечает The New York Times, Трамп в последние несколько недель путается в показаниях, и причины эскалации уже не совсем понятны. Сначала он говорил, что проблема в наркотрафике и борьбе с ним. Потом — что Венесуэла перебрасывает преступников в США и угрожает безопасности страны. Теперь — что они украли земельные, нефтяные и прочие активы Америки в Венесуэле и пора их вернуть, введя блокаду.
В целом блокада, как пишет The Washington Post, действительно запрещена международным правом, но Трамп ввел ее исключительно в отношении подсанкционных танкеров. Потому полной ее назвать нельзя. При этом значительного влияния на мировой нефтяной рынок блокада не окажет. Несмотря на крупнейшие в миры запасы нефти, поставки Венесулы составляют лишь небольшую часть мирового нефтяного рынка. Но вот Каракасу придется непросто. Если блокада будет реализована в полной мере, то Венесуэла лишится значительной части доходов — 80% венесуэльской нефти продается на черном рынке, отмечает газета. Основным ее покупателем выступает Китай.
Bloomberg при этом подчеркивает, что если блокада затянется, то Венесуэле вскоре придется начать закрывать некоторые нефтяные скважины, поскольку после захвата танкера на прошлой неделе и планов США заблокировать другие суда, находящиеся под санкциями, у страны заканчиваются места для хранения сырой нефти.