Возобновился еще один завершенный Трампом конфликт. США так и не смогли получить доступ к огромным запасам редкоземельных металлов

Конфликт между Вооруженными силами (ВС) Демократической республики (ДР) Конго и поддерживаемыми Руандой вооруженными формированиями только усиливается, несмотря на заключенное при посредничестве президента США Дональда Трампа мирное соглашение между странами. Об этом сообщает издание Africanews.

Возобновился еще один завершенный Трампом конфликт. США так и не смогли получить доступ к огромным запасам редкоземельных металлов
© Lenta.ru

4 декабря президенты Руанды и Демократической Республики Конго (ДРК) Поль Кагаме и Феликс Чисекеди заключили в Вашингтоне мирное соглашение при участии Дональда Трампа. Одним из мотивов для американского лидера, как и в случае конфликта на Украине, стали редкоземельные металлы и минералы: в частности, интерес для американских компаний представляют запасы колтана, 80 процентов мировых залежей которого находятся в Конго, и без которого невозможно производство компьютеров и мобильных телефонов.

В $24 триллиона оценивается суммарная стоимость залежей полезных ископаемых на территории ДР Конго. Для сравнения: ВВП США в 2024 году составил 29,1 триллиона долларов

Однако соглашение не продержалось и недели: еще до встречи в Вашингтоне, 2 декабря, проруандийская группировка «Движение 23 марта» (M23) вступила в первые столкновения с армией ДРК, а 8 декабря Феликс Чисекеди заявил о полномасштабном наступлении повстанцев. Действия M23 обеспокоили соседние страны, которые ввели войска на территорию Конго и уже вступили в бои с формированием. Как геноцид 30-летней давности помешал желанию Трампа получить редкоземельные металлы и Нобелевскую премию мира, и приведет ли это к большой войне в Африке, — разбиралась «Лента.ру».

Что известно об обострении конфликта?

10 декабря M23 города Увира на берегу озера Киву, вопреки призывам США и стран Европы остановить наступление. В этот же день МИД Руанды обвинил ДР Конго и союзные формирования в нарушении прекращения огня, а также в угрозе безопасности своей западной границы.

ДР Конго открыто заявила, что не будет соблюдать никакого прекращения огня и ведет борьбу за возвращение территорий, утраченных в результате действий M23, даже несмотря на то, что мирный процесс продолжается Министерство иностранных дел Руанды из сообщения от 10 декабря 2025 года

Взятие Увиры заставило вовлечься в конфликт соседнюю Бурунди: город в провинции Южное Киву расположен в непосредственной близости к границе республики и ее столице Бужумбуре. Власти Бурунди в кратчайшие сроки увеличили контингент на территории ДР Конго с 3,5 до 10-18 тысяч бойцов.

Около 200 тысяч человек бежали из зоны конфликта с начала наступления группировки M23 2 декабря, по оценке ООН

Несмотря на существенно меньшую численность (6 тысяч бойцов при поддержке 4 тысяч солдат Руанды), M23 смогла успешно наступать против войск ДР Конго, Бурунди и других вооруженных формирований. Эксперты Международной кризисной группы (ICG) даже предположили наступление проруандийских формирований вглубь Конго к региону Катанга, который служит главной опорой оппозиции.

Руководитель программы «Африка в фокусе российских интересов» Института международных исследований (ИМИ) МГИМО Майя Никольская заявила в комментарии «Ленте.ру», что возможной целью Руанды и M23 может стать создание собственных органов управления на территории из-за слабого управления региона ДР Конго. Африканист также отметила успешное продвижение вооруженной группировки как вглубь Конго, так и к границам Бурунди.

Эта территория абсолютно не контролируется нормально конголезскими властями. Слабая армия, слабые государственные институты — это тоже одна из причин конфликта Майя Никольская руководитель программы «Африка в фокусе российских интересов» ИМИ МГИМО

Почему конфликтуют Руанда и Конго?

Нынешний конфликт между Руандой и ДР Конго начался в марте 2022 года с наступления M23 на конголезскую армию и враждебный руандийским властям «Демократический фронт освобождения Руанды» (FLDR). Незадолго до этого, в ноябре 2021 года, армия Уганды пересекла границу с Конго для борьбы с вооруженными группировками, что стало поводом для Кагаме также ввести войска. Официально Руанда отрицала участие в конфликте, однако соседние государства сразу после начала наступления M23 заподозрили республику во вмешательстве.

85% шахт на территории конфликта занимаются добычей золота, остальные добывают олово, вольфрам и тантал

Cитуация осложняется проблемами в отношениях между странами после геноцида в Руанде в 1994 году: тутси во главе с Кагаме, победившие в гражданской войне в республике, начали преследовать организаторов преступления. Войска Руанды начали бои с враждующими группировками хуту на территории соседних стран, включая ДР Конго, что привело к двум Конголезским войнам за десятилетие.

Как геноцид в Руанде втянул в войну половину Африки После геноцида тутси в Руанде в апреле-июле 1994 года более 1,5 миллиона человек бежали на территорию соседней ДР Конго (тогда — Заир). Из-за этого конфликт между этническими группами хуту и тутси приобрел и территориальную подоплеку: конголезские хуту нападали не только на местных тутси, но и на бежавших от гражданской войны. У конфликта есть и социальный аспект: до колонизации Африки в XIX веке тутси занимали более привилегированное положение в обществе, что повлияло и на становление этносов. Президент Заира Мобуту Секо не подавлял ополчение хуту (интерахамве), а напротив, стал снабжать их оружием для вторжения в Руанду, что привело к поддержке отрядов повстанцев против него и началу Первой конголезской войны (ноябрь 1996 года — май 1997 года). Ошибки Мобуту привели к формированию против него коалиции соседних стран при поддержке США и ЮАР. Несмотря на поддержку Франции, Китая и Израиля, он потерпел поражение и бежал в Марокко. Пришедший к власти оппонент Мобуту Лоран-Дезире Кабила недолго пользовался поддержкой союзников: в июле 1998 года он решил выслать из страны всех иностранных военных и гражданских чиновников и обвинил отряды тутси в составе ВС ДР Конго в планах «восстановить средневековую империю». Это привело к Второй Конголезской, или Великой африканской войне Руанды против ДР Конго и большинства бывших союзников. В общей сложности в Конголезских войнах участвовали по меньшей мере 16 стран Африки вдоль всего континента, от Ливии до ЮАР, не считая вооруженных формирований. Поддержку сторонам конфликта оказывали как Запад, так и наемники и даже республики бывшего СССР (Грузия). Общее число жертв только в ходе боевых действий оценивается минимум в 600 тысяч человек. Более пяти миллионов человек стали жертвами эпидемий и некачественных условий жизни, вызванных бегством из зоны конфликта.

Несмотря на обилие ископаемых на территории конфликта и его сложную подоплеку, Майя Никольская отмечает, что ключевым мотивом для Руанды является экзистенциальная угроза для населения страны, связанная с геноцидом тутси. Она также указала на существование антируандийских формирований и группировок хуту в ДР Конго, а также притеснения руандафонного меньшинства. «Лозунг "Никогда снова", который везде транслируется [в Руанде в годовщину начала геноцида] 7 апреля, наполнен очень живым, очень реальным содержанием», — подчеркнула эксперт.

Это не какая-то замшелая история, которая существует только на страницах учебников. Поэтому для Кагаме важно не допустить повторения этих событий Майя Никольская руководитель программы «Африка в фокусе российских интересов» ИМИ МГИМО

Африканист также предположила личную неприязнь между Полем Кагаме и Феликсом Чисекеди: по ее мнению, отношение руандийского лидера, занимающего должность с 2000 года, к коллеге из ДР Конго влияет на взаимодействие стран. По ее мнению, максимальной целью Руанды и поддерживаемых ей группировок может быть повторение событий Второй Конголезской войны и свержение Чисекеди.

Это люди совершенно разного формата: Кагаме — африканский «кшатрий», настоящий военный лидер, а Чисекеди — совершенно другой по психотипу: он склонен лавировать и прогибаться Майя Никольская руководитель программы «Африка в фокусе российских интересов» ИМИ МГИМО

Как Трамп пытался помирить страны Африки?

27 июня министры иностранных дел Руанды и ДР Конго Оливье Ндухунгирехе и Тереза ​​Кайиквамба Вагнер подписали мирное соглашение в Вашингтоне в присутствии Дональда Трампа. Президент США описал соглашение как «славную победу во имя мира», однако его еще предстояло ратифицировать главам государств.

Сегодня насилию и разрушениям пришел конец, и весь регион начинает новую главу надежды и возможностей, гармонии, процветания и мира Дональд Трамп президент США

Текст соглашения между ДР Конго и Руандой включал в себя следующие ключевые условия:

прекращение государственной поддержки вооруженных формирований; разоружение и интеграция негосударственных вооруженных групп; реинтеграция участников вооруженных формирований в ВС ДР Конго; совместные инфраструктурные и энергетические проекты; создание цепочки поставок критически важных минеральных ресурсов.

Руанда также обещала создать условия для возвращения конголезских беженцев в республику.

Какие конфликты остановил Дональд Трамп? По словам Дональда Трампа, с момента вступления в должность он смог урегулировать восемь конфликтов: Египет и Эфиопия — президент США потребовал начать переговоры по урегулированию спора из-за планов построить плотину на реке Нил. Переговоры оказались неудачными, однако страны не вступили в вооруженное противостояние; Индия и Пакистан — конфликт вспыхнул в конце апреля, однако активная фаза продлилась лишь 7-10 мая; Иран и ИзраильСША нанесли удар по ядерным объектам Тегерана в июне; Руанда и ДР Конго — стороны подписали мирное соглашение в Вашингтоне, однако конфликт возобновился; Сербия и Косово — 27 июня Трамп заявил о якобы предотвращении планов Сербии начать войну; Армения и Азербайджан — 8 августа в Белом доме было объявлено об окончательном мирном соглашении; Израиль и палестинское радикальное движение ХАМАС — 9 октября 2025 года года стороны договорились о прекращении огня в Газе и обменялись заложниками; Таиланд и Камбоджа — 26 октября страны подписали договор о решении территориального спора, однако 7 декабря конфликт возобновился.

В ходе церемонии ратификации договора 4 декабря Дональд Трамп подчеркнул, что конфликт Руанды и ДР Конго является одним из самых продолжительных в современной истории и унес почти 10 миллионов жизней. Глава Белого дома назвал Кагаме и Чисекеди умными парнями и заявил об их желании интегрировать экономики стран.

Мы отправим наши крупнейшие компании в Конго и Руанду. Мы заберем у них часть редкоземельных металлов, часть активов, заплатим им. Все заработают много денег Дональд Трамп президент США

Сможет ли Трамп вновь стать миротворцем?

Аналитики ICG отмечают возможное «нетерпение посредников по отношению к несговорчивым сторонам», подразумевая желание Трампа выйти из урегулирования конфликта. Однако, по их мнению, реализация договоренностей по обмену пленными и прекращению огня может поспособствовать деэскалации. Эксперты также предположили, что из-за шаткого положения ДР Конго главными победителями в противостоянии станут Руанда и M23.

Как подчеркивает Майя Никольская, фактически переговоры между Руандой и ДР Конго при посредничестве Трампа были посвящены не мирному урегулированию, а экономическим вопросам и непубличным условиям, которые могут затрагивать и торговлю редкоземельными металлами. Президент США фактически признал это в своей речи 4 декабря, упомянув продолжительные закулисные переговоры между лидерами африканских стран при его участии.

В качестве примера эксперт указала на гарантии инвестиций в здравоохранение Руанды со стороны Вашингтона. «На самом деле, суть соглашения вывернута наизнанку. Это не договор о мире между странами при посредничестве США», — добавила политолог.

Некий такой торг произошел, руандийцы и конголезцы убедились в том, что все схвачено, и продолжили воевать Майя Никольская руководитель программы «Африка в фокусе российских интересов» ИМИ МГИМО

Африканист посчитала маловероятной эскалацию конфликта до войны континентального масштаба. По ее мнению, такой сценарий возможен только при полном отсутствии контроля над Восточным Конго и месторождениями полезных ископаемых, а также перенасыщении региона оружием. При этом эксперт добавила, что боевые столкновения неизбежно будут продолжаться.

Никольская также отметила отсутствие целого ряда возможных посредников в урегулировании конфликта: по тексту соглашения в наблюдательный совет по урегулированию входят только США, Катар и Африканский союз. При этом важные акторы, в частности, Восточно-Африканское сообщество, в которое входят все стороны противостояния, фактически были отстранены от переговоров.

Я бы сказала, что сразу было понятно, что окончательно такой конфликт урегулировать невозможно. (...) Соответственно, соглашение представляется мне не очень жизнеспособным Майя Никольская руководитель программы «Африка в фокусе российских интересов» ИМИ МГИМО