Север и юг: охваченное войной государство оказалось на грани распада на две страны

Военное руководство Южного Йемена, поддерживаемое Объединёнными Арабскими Эмиратами, захватило власть на всём юге страны. Этот шаг стал рассматриваться как появление возможности того, что Юг провозгласит независимость и впервые с 1990 года Йемен вновь разделится на два государства.

Север и юг: охваченное войной государство оказалось на грани распада на две страны
© Московский Комсомолец

На прошлой неделе около 10 тысяч военнослужащих Южного переходного совета (STC) вошли в богатую нефтью мухафазу (область) Хадрамаут, а затем в Мару, менее населённую мухафазу, граничащую с Оманом, которая ранее не находилась под его контролем.

Как отмечает The Guardian, эти победы означают, что STC теперь контролирует все восемь мухафаз, которые ранее входили в состав Южного Йемена, и это первый раз, когда им это удалось сделать. Оман первоначально закрыл границу с Йеменом, требуя снять флаг Юга, но был вынужден отступить.

Неожиданным поворотом событий для Саудовской Аравии, которая ранее была ведущим внешним игроком в Йемене, стало то, что Эр-Рияд также вывел свои войска из президентского дворца в южной столице, Адене, а также из аэропорта.

Однако полное и немедленное провозглашение независимости было бы рискованным политическим шагом, учитывая опыт других стран, которые выбрали этот путь, включая Западную Сахару, которая считала, что у неё есть дипломатическая поддержка для отделения от Марокко, но затем обнаружила, что эта поддержка исчезает, отмечает The Guardian.

Южный переходный совет, скорее всего, будет утверждать, что в среднесрочной перспективе он проведёт что-то вроде референдума о независимости от Севера. В конечном счёте, его будущее будет зависеть от решений, принятых его ключевым спонсором, ОАЭ.

С тех пор как базирующиеся на севере Йемена хуситы захватили контроль над столицей Сана в 2015 году, на юге страны сложился непростой политический альянс, состоящий из поддерживаемой Саудовской Аравией партии Ислах, возглавляемой президентом Йемена Рашадом аль-Алими, и поддерживаемого ОАЭ STC во главе с президентом Айдарусом аль-Зубейди.

Обе стороны с трудом взаимодействовали в рамках президентского руководящего совета, но Зубейди всегда располагал превосходящими силами. Алими отправился в Эр-Рияд, где в воскресенье встретился с французскими, британскими и американскими дипломатами.

Алими заявил: «Мы отвергаем любые односторонние меры, которые подрывают правовой статус государства и создают параллельную реальность».

Но силы Зубейди на прошлой неделе захватили контроль над PetroMasila, крупнейшей нефтяной компанией Йемена, которая базируется в Хадрамауте, и теперь он, похоже, находится в сильном положении, чтобы определять будущее страны.

Западные дипломаты и ООН всегда выступали против разделения Йемена на две части, сосредоточившись вместо этого на дорожной карте Саудовской Аравии, которая должна была создать федеральное правительство с участием хуситов и сил на Юге.

Две мухафазы за пределами традиционных границ Юга – Таиз и Мариб – не находятся под контролем хуситов, и STC может предложить им статус протектората, чтобы гарантировать, что они не попадут в руки хуситов.

Аналитики уже называют происходящее в Йемене «самым важным поворотным моментом для страны» со времени захвата столицы Саны хуситами в 2015 году.

В беседе с The Guardian старший аналитик Санского центра стратегических исследований Майса Шуджаа аль-Дин отметила: «Это может подорвать региональные и местные альянсы, в том числе привести к конфликту Эмиратов с Саудовской Аравией. В случае проведения переговоров STC будет в состоянии потребовать определённого самоуправления для Юга. Саудовская Аравия будет обеспокоена будущей охраной своих границ полицией, учитывая прошлые нападения хуситов на Саудовскую Аравию».