Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Сергей Лавров: Деградация ОБСЕ - плата за обслуживание политическими элитами интересов Запада

Буквально на днях - 4-5 декабря - в Вене соберется на ежегодное заседание Совет министров иностранных дел ОБСЕ. Россия традиционно принимает активное участие в работе этого совещательного механизма. На этот раз - с учетом 50-летия подписания Хельсинкского заключительного акта - российская делегация уделит особое внимание генезису нынешнего положения дел на венской площадке. Скажу сразу: ситуация плачевная.

Общеевропейский процесс был запущен на рубеже 1960-1970-х годов для преодоления раскола Европы, снижения уровня военно-политической конфронтации, развития торгово-экономического взаимодействия. По окончании "холодной войны" и блокового противостояния появился шанс на формирование общеевропейской архитектуры равной и неделимой безопасности. Ее краеугольным камнем вполне могла стать ОБСЕ. При создании в 1994 году она объединила в своих рядах бывших членов Организации Варшавского договора, членов НАТО, а также нейтральные страны. По линии ОБСЕ на высшем уровне было согласовано важнейшее политическое обязательство - не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Оно было торжественно зафиксировано в Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Хартии европейской безопасности 1999 года, а также в Астанинской декларации 2010 года.

Натовцы - при поддержке еэсовского Брюсселя - превратили ОБСЕ в механизм продвижения западных интересов

Проблема в том, что страны - участницы ОБСЕ, представляющие коллективный Запад, не стали выполнять это обязательство, а сделали ставку на систему европейской безопасности с опорой на НАТО. С середины 1990-х годов они осуществляли экспансию Североатлантического альянса на восток, вопреки данным еще руководству СССР заверениям не делать этого. Одновременно натовцы - при поддержке еэсовского Брюсселя - превратили ОБСЕ в механизм продвижения западных интересов на пространстве к "востоку от Вены" в ущерб общеевропейским задачам.

Именно члены Североатлантического альянса и Евросоюза, а вовсе не Россия, разрушили военно-политическое измерение ОБСЕ. В частности, они заблокировали вступление в силу Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Вашингтон похоронил Договор по открытому небу. Единственным действующим инструментом "первой корзины" ОБСЕ остается Венский документ 2011 года. Но и он выполняется странами Запада весьма избирательно, а некоторыми из них - не соблюдается совсем.

Преодолевая сопротивление НАТО и ЕС, России пока удается не допустить отмены правила консенсуса в работе Форума по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ) - главной площадки ОБСЕ по рассмотрению вопросов военной безопасности. Однако многое делается для того, чтобы развалить "структурированный диалог", начатый в 2016 году в рамках ФСОБ. Надежда на то, что этот формат поможет развитию контактов по военной линии, не оправдалась.

Даже по такой объединительной теме, как противодействие терроризму и наркотрафику, ОБСЕ не смогла согласовать ни один документ министерского уровня после 2017 года. Вопросы борьбы с транснациональными угрозами если и обсуждаются, то лишь в преломлении к кризису вокруг Украины.

С помощью визового "рычага" на мероприятия ОБСЕ не допускают российских общественников: явно боятся услышать голос правды

Важнейшие функции Организации, по замыслу ее основателей, - "раннее" предупреждение и разрешение споров. Однако ОБСЕ так и не сумела стать честным посредником в урегулировании региональных конфликтов.

Например, в Приднестровье, где в 2003 году уже парафированный при посредничестве России мирный план в последний момент не был подписан президентом Молдавии В.Н.Ворониным, пошедшим на поводу у западных лидеров.

ОБСЕ отошла от принципа беспристрастности и в украинском кризисе, "не замечая" саботаж Киевом - при попустительстве Берлина и Парижа - Минских договоренностей 2015 года и преступления боевиков ВСУ против мирных жителей Донбасса, начиная с "антитеррористической операции" 2014 года и по сей день.

"Украинизация" затронула и экономическое измерение. В ОБСЕ отброшены наработки по борьбе с коррупцией, развитию цифровой экономики, возведению транспортной инфраструктуры. Дошло до того, что - вопреки "духу и букве Хельсинки" - на венской площадке оправдывают односторонние меры принуждения. Российским представителям отказывают в визах для участия в Экономико-экологическом форуме ОБСЕ в Праге.

Далеко не лучшим образом обстоят дела с "человеческим измерением" - т.н. "третьей корзиной", которую Запад использовал для вмешательства во внутренние дела СССР и современной России. Такие насущные задачи, как содействие межкультурному диалогу, борьба с проявлениями неонацизма, исламофобии и христианофобии, защита прав нацменьшинств и верующих, вымараны из повестки дня. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека - пресловутое БДИПЧ - пренебрегает своими обязанностями и игнорирует беспредел неонацистского киевского режима, правящих кругов стран Прибалтики и Молдавии, которые принимают расистские законы и подвергают жестокой дискриминации местное русское население. Вместо этого БДИПЧ - самовольно, на внебюджетные средства, не одобренные консенсусом государств-участников - штампует насквозь лживые доклады о "нарушении Россией международного гуманитарного права" в ходе украинского конфликта.

Закрывают глаза в ОБСЕ и на цензуру российских СМИ на Западе. Хотя в документах прямо сказано, что каждое государство - участник Организации обязано обеспечивать свободный доступ к информации.

С помощью визового "рычага" на мероприятия ОБСЕ не допускают российских общественников: явно боятся услышать голос правды о происходящем в нашей стране. Организатор ежегодной "Конференции по человеческому измерению", польская сторона, в этом октябре "объяснила" отзыв виз россиянам за сутки до вылета тем, что наши НПО "способствуют продвижению российских интересов, включая распространение пропаганды и дезинформации по поводу агрессии против Украины". Пропаганда и дезинформация как она есть, только в польском исполнении.

Наступление на правило консенсуса - а это ключевой принцип работы ОБСЕ, который гарантирует соблюдение прав всех государств-участников - продолжается не один год. "Преуспело" в этом неблаговидном занятии и финское Действующее председательство. Тем, кто покушается на консенсус, стоит иметь в виду, что без него ОБСЕ утратит смысл своего существования.

В заключение подчеркну: поводов для оптимизма нет. Света в конце туннеля не видно. Но возможность избежать краха ОБСЕ - по крайней мере пока - имеется. Для этого необходимо, чтобы все участники Организации вернулись к соблюдению хельсинкских принципов равноправного и взаимоуважительного диалога.