ЦИК Приднестровской Молдавской Республики в понедельник признал состоявшимися выборы депутатов всех уровней, прошедшие накануне, 30 ноября. Об этом 1 декабря глава Центризбиркома Станислав Касап сообщил на встрече с президентом ПМР Вадимом Красносельским. Приднестровцы избирали 33 депутата Верховного совета — высшего законодательного органа непризнанной республики, 469 депутатов местных советов и 76 глав сел и посёлков. Явка составила 26,01%.
Порог явки был отменён в Приднестровье ещё в 2018 году (ранее он составлял 25%), так что выборы в любом случае были бы признаны состоявшимися. Однако активность приднестровских избирателей явно имеет тенденцию к снижению. Пять лет назад, во время единого дня голосования в 2020 году, явка составила 27,79% и эксперты называли её «рекордно низкой». Но тогда в разгаре была пандемия Covid-19. На президентских выборах в 2021 году явка была уже 35%. Однако в ноябре 2015 года на выборах депутатов Верховного и местных советов явка составляла 47%. А на референдуме о присоединении к России в 2006 году она была около 80%.
Снижение активности избирателей Приднестровья находит отражение и в законодательстве. Республика знала времена, когда порог явки был вообще 50%. Однако Верховный Совет ПМР в июне 2016 года принял решение о снижении порога явки на президентских выборах с 50% до 25%, что даже стало предметом спора в Конституционном суде.
КС в своём определении отметил необходимость гармонизировать приднестровское избирательное законодательство с российским, в котором ранее существовавший 50%-й порог явки на выборах президента был также отменён. Но и 25%-й порог, как оказалось, ставил выборы под угрозу, поскольку реальная явка его едва преодолевала.
Для непризнанной республики высокая активность избирателей — это дополнительный аргумент в пользу легитимности её органов власти, поддержанных «волей народа». Поэтому изначально для ПМР было так важно установление высокого порога явки, который с лёгкостью преодолевался. В чем же причина нынешней политической пассивности населения Приднестровья? Объясняет доктор политических наук, профессор РАНХиГС при президенте РФ, доцент МГУ Наталья Харитонова:
— Я полагаю, что низкая явка связана с общей усталостью населения Приднестровья. Это следствие жёсткого давления по всем фронтам со стороны Молдавии, как социально-экономического, так и политического: это фактическое прекращение переговорного процесса, звучащие из Кишинёва заявления о реинтеграции Приднестровья, которые приднестровцы воспринимают как угрозу насильственного решения проблемы.
Ни о каком учёте интересов Приднестровья и речи не идёт. Все это в сумме даёт такой эффект. Население устало жить в режиме ожидания того, что ситуация изменится в лучшую сторону, и видит пока только негативные сценарии. К сожалению. Проблема связана также с отсутствием признания Приднестровья хотя бы кем-то из легитимных государств. Этот вопрос так и не сдвинулся с мёртвой точки. Переговорный процесс в формате 5+2 стоит на месте с 2019 года. Молдавия постоянно заявляет, что этот формат умер и реанимации не подлежит. Все это и сказалось на явке на выборах. Так же не стоит забывать и о давлении со стороны Украины.
— Вероятно, есть и какие-то внутренние причины отсутствия интереса у населения к этим выборам?
— Мне известно, что количество желающих баллотироваться было значительно ниже, чем на предыдущих выборах. Это, возможно, является следствием также и внутренней политики руководства ПМР. Очевидно, что политический плюрализм в республике, мягко говоря, не поощрялся.
— Шантаж со стороны молдавских спецслужб мог сыграть свою роль?
— Такое имело место в отношении членов избиркомов. Им звонили, угрожали привлечь к ответственности по «закону о сепаратизме» и заставляли увольняться. Это была попытка сорвать избирательный процесс. СИБ (служба информации и безопасности) действует в рамках уже отработанных моделей.
Сначала они не дали гражданам Молдавии, проживающим в Приднестровье, проголосовать на своих парламентских выборах. А потом по той же схеме пытались сорвать избирательный процесс в Приднестровье. Но это им не удалось. Насколько мне известно, ни один член избирательной комиссии не уволился и не отказался исполнять свои обязанности. Люди в Приднестровье закалённые и подобные методы там не сработают.
— Многие опасались провокаций и попыток дестабилизации во время этих выборов, однако этого не произошло. Почему? Планы поменялись?
— Тут сыграло роль то, что по времени эти выборы совпали с серьёзными коррупционными скандалами в правящей верхушке Украины. Здесь Приднестровью отчасти повезло. Киеву было просто не до Приднестровья.