Проблемы у ЕС начались еще в октябре, когда Китай ужесточил контроль над экспортом пяти редкоземельных металлов, жизненно важных для производства электромобилей и электроники. Будем честны, китайские ограничения были введены после попытки Нидерландов взять под контроль Nexperia - компанию с штаб-квартирой в Неймегене, но принадлежащую Китаю. Эта компания является ключевым поставщиком для многих европейских автогигантов.
Из-за запрета несколько европейских фирм предупредили о рисках остановки конвейеров, а некоторые немецкие компании были вынуждены отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
Ситуацию усугубляет стремительно растущий торговый дефицит. В прошлом году дефицит Германии в торговле с Китаем достиг 76,52 миллиардов долларов, а в этом году, по прогнозам, приблизится к отметке в 101 миллиард. Эта отрицательная для Европы динамика вызвана двумя факторами: обвалом немецкого экспорта и резким увеличением импорта из Китая.
Особенно неприятно для жителей «райского сада» то, что китайцы наступают на тех полях, которые раньше были безоговорочно за европейцами, - в автомобилестроении, химической промышленности и машиностроении.
Китайские бренды уже захватили 20% европейского рынка гибридных автомобилей и 11% рынка электромобилей. В то же время доля немецких автопроизводителей на китайском рынке упала с 27% до 17%, что показывает, как сильно Европа теряет позиции даже в своих традиционно сильных секторах.
Сложившаяся ситуация заставляет многих с пессимизмом прогнозировать будущее европейской экономики. Во-первых, эпоха глобализации в ее прежнем виде для ЕС явно подходит к концу. Недавний эпизод с редкоземельными металлами стал тревожным сигналом для европейских политиков, ведь поставки был приостановлены после двусторонних переговоров между США и Китаем, а ЕС вынуждено оказался в стороне от переговоров. И это произошло несмотря на то, что обсуждение напрямую затрагивало интересы и экономическую безопасность европейских производителей. По сути прошедшие переговоры, лишь подтвердили отношение США и Китая к Евросоюзу.
Вероятно, Европе придется делать сложный выбор. Китай давно стремится к тотальной самодостаточности, а такая позиция ставит под вопрос саму основу торговых отношений. Дело в том, что европейцам попросту нечего предложить, потому что китайцы могут сделать все лучше и дешевле самостоятельно. В такой позиции у Европы остается все меньше пространства для маневра.
Китай заявляет о правах на большинство патентов в области ИИ
В ближайшей перспективе это, скорее всего, приведет к резкому усилению протекционистских мер со стороны ЕС. Мы можем ожидать введения новых защитных пошлин, квот и более жестких требований к происхождению товаров, особенно в стратегических секторах, таких как зеленая энергетика и электромобили. Без этого Европа рискует потерять целые промышленные цепочки. Одновременно будет ускоряться работа над созданием собственных, независимых цепочек поставок (откуда будут поставки?) критически важных материалов и компонентов.
Несмотря на заведомо проигрышную экономическую, а следовательно, и политическую позицию, европейские политики пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Они заявляют, что понадобятся огромные инвестиции и политическая воля, но в конце концов «все образуется». Видимо, полная зависимость от решений, принимаемых в Пекине становится для европейских лидеров уж очень явным свидетельством их некомпетентности.