Если Китай вынудят применить военную силу, то Тайвань окажется вторым, а первой прилетит Японии

Упорство и безрассудность, с которыми Токио пытается окончательно вывести из себя Пекин, просто поражает. Доведенное до белого каления руководство Поднебесной напомнило японским властям о существовании в Уставе ООН статьи 53 и статьи 107, официально разрешающих странам-основателям Организации Объединенных Наций, к которым, между прочим, относится и Китайская Народная Республика, предпринимать любые действия против государств «оси» (Германия, Италия и Япония) в случае возобновлении теми агрессивной «милитаристской политики».

Если Китай вынудят применить военную силу, то Тайвань окажется вторым, а первой прилетит Японии
© Свободная пресса

И тот факт, что обе статьи до сих пор относятся к категории действующих должен, как минимум, встревожить правительство Японии.

Все дело в том, что безответственное поведение нового премьер-министра Страны восходящего Солнца Санаэ Такаити, явно возомнившей себя Князем Фумимаро Коноэ (кстати, он очень плохо кончил), вызвало мощную волну возмущения среди высшего руководства и лидеров общественного мнения КНР.

Находясь в Средней Азии, глава внешнеполитического ведомства Китая Ван И заявил следующее: «Меня поразило высказывание японского премьер-министра о военном вмешательстве в вопрос суверенитета Тайваня. По моему мнению, страна, запустившая в Китае «конвейер смерти» в годы Второй Мировой войны, не имеет ни морального, ни юридического права отказывать нам в желании присоединить официально признанную китайской землю. Тем более, угрожать. Мы ответим самым решительным ударом».

Согласитесь, от китайского дипломата высшего ранга подобное заявление сложно назвать ожидаемым. Однако оно представляет собой абсолютно естественную реакцию Пекина на агрессивный выпад новоявленной «железной леди» Юго-Восточной Азии. Чуть ли не с первых дней своего премьерства предупредившей китайских товарищей, что любая их попытка «вернуть в родную гавань мятежный остров» будет пресечена – не смейтесь – японскими Силами самообороны. Потому что, не поверите, эта ситуация «представляет угрозу существованию Страны восходящего Солнца».

С учетом того факта, что именно с захваченного японцами в конце XIX века Тайваня на китайскую землю и пришла Вторая Мировая война, унесшая более тридцати миллионов граждан Поднебесной (из которых более восемнадцати миллионов – мирные жители), заявление провокационное.

Проще говоря, фантомные боли и историческая память не позволили руководству КНР сдержанно и дипломатично отреагировать на гнусные поползновения Японии. И первоначальным ответом Пекина стали вызов «на ковер» японского посла, экономические санкции и ограничения в туристической сфере.

Примечательно, что далеко не все в правительстве Японии поддерживают боевитый настрой Санаэ Такаити. И, естественно, предпринимают попытки потушить быстро разгорающийся конфликт. Так, буквально на днях с официальным визитом Китай посетила достаточно высокопоставленная делегация с заверениями о неизменности «умеренной позиции Японии в отношении Тайваня».

Что спустя несколько дней горячо подтвердил и Минору Кихара, занимающий пост генерального секретаря японского кабмина, провозгласив открытость своей страны для диалога. Правда, на официальный Пекин необходимого впечатления эти заявления не произвели. Там открыто и недвусмысленно объяснили, что на фоне «дерзких, опасных и безответственных» словоизлияний госпожи Такаити, высказанных заверений, мягко говоря, недостаточно.

И если премьер-министр Японии публично не откажется от своих провокационных заявлений, перечень экономических ограничений в отношении японской экономики будет только расти.

В настоящее время уже приостановлен импорт морепродуктов из Японии и заморожен процесс демонстрации произведенных в Японии фильмов. Власти призвали граждан Поднебесной отказаться от туристических поездок в эту страну, а авиалинии компенсируют пассажирам затраты на уже приобретенные билеты. Более того, прогнозируется значительное сокращение продаж авиабилетов на это направление.

Насколько это ощутимо для японской экономики? При резком сокращении количества туристов из КНР доходы страны снизятся на ¥2,2 трлн или на $14 млрд в годовом исчислении. Столь неутешительный прогноз мгновенно отразился на стоимости акций компаний транспортного сектора и розничной торговли Страны восходящего Солнца.

Что же так возмутило китайских товарищей? Еще в 1972 году Токио и Пекин подписали коммюнике, в котором Япония признала Тайвань частью КНР, то есть, поддержала «политику одного Китая». Однако, несмотря на это, Токио считает Тайбэй своим стратегическим партнером и активно развивает с ним экономические и культурные связи.

Японскими властями возможность эскалации между Тайванем и Китаем всегда позиционировалась как «экзистенциальная угроза существованию», и начиная с 2015 года эта формулировка даже была закреплена в национальном законодательстве. Но японцы никогда не позволяли себе резких и необдуманных высказываний на данную тему.

Все закончилось с приходом нового премьер-министра Санаэ Такаити, решившей, что упоминание данной «угрозы» в законе дает ей право во всеуслышание заявить о немедленном использовании Сил самообороны при угрозе вооруженного нападения на своего союзника.

Более того, она осознанно идет на обострение ситуации. Ни извиняться, ни брать свои слова назад госпожа Такаити не намерена, поскольку считает, что занятая ею позиция «полностью соответствует не только традиционной точке зрения сегодняшнего правительства Японии, но и мнению всех ее предшественников на высоком посту».

Еще одним аспектом, мешающим японскому премьеру выполнить требования Пекина, является высокий (более 80%) рейтинг ее поддержки населением Японии. «Отказ Санаэ Такаити от своих громких заявлений будет воспринят в качестве проявления политической слабости, что, безусловно, оттолкнет от нее основу ее поддержки – правоконсервативный электорат», – считает японский экономист Таро Кимура.

Ну и, конечно, поддержка «дядюшки Сэма», который совсем не против провернуть с Японией тот же фокус, что и с Украиной в Европе. «Нападки Пекина на японского премьер-министра просто возмутительны. Мы видим классический пример экономического принуждения и открыто заявляем, что поддерживаем госпожу Такаити и твердо стоим на стороне Токио», – завил американский посол в Японии Джордж Гласс.

промо изображение