Группа спецпрокурора Кореи отчиталась о работе по делу о гибели морпеха

В пятницу, 28 ноября, следственная группа спецпрокурора Республики Корея Ли Мён Хёна, расследовавшая дело о гибели морского пехотинца Чхэ Санг Бёна и связанные с этим попытки сокрытия обстоятельств, завершила 150-дневную работу и предъявила итоговые обвинения.

Группа спецпрокурора Кореи отчиталась о работе по делу о гибели морпеха
© Российская Газета

Всего на скамье подсудимых окажутся 33 человека, включая бывшего президента Юн Сок Ёля, которому предъявлено два обвинения по эпизодам давления на следствие и содействия бегству бывшего министра обороны Ли Чон Соба в Австралию. Отметим, что это один из трех спецпрокуроров, которые сейчас с помощниками расследуют различные подозрения в отношении экс-президента РК Юн Сок Ёля, его жены Ким Гон Хи и окружения. Две других группы продолжают работу, но тоже уже находятся на "финишной прямой".

Президент, министры, генералы, прокуроры - на скамье подсудимых

Отчитаться об итогах работы своей группы решил лично спецпрокурор Ли Мён Хён, который ранее обычно доверял общение с прессой специальному представителю. Список тех, кому предъявлены серьезные обвинения, выглядит впечатляющим. Среди них есть высшие фигуры государственной вертикали: бывший президент Юн Сок Ёль, экс-министр обороны Ли Чжон Соб, экс-глава разведки Чо Тхэ Ён, высокопоставленные чиновники администрации президента, руководители минюста и МИД, командующий 1-й дивизией морской пехоты и ряд офицеров, а также бывшие руководители прокуратуры по преступлениям должностных лиц. В общей сложности на скамью подсудимых отправлены 33 человека - от генералов и ключевых силовиков до высших правительственных чиновников, что делает это дело одним из самых масштабных политико-правовых процессов последних лет.

Как сообщил спецпрокурор Ли, за пять месяцев работы его команда провела 185 обысков в структурах администрации президента и аппарате национальной безопасности, допросила около 300 фигурантов и свидетелей и провела свыше 430 экспертиз цифровых носителей. По итогам этого объема работы следствие пришло к выводу, что по ключевым эпизодам удалось восстановить основную цепочку событий и определить степень ответственности участников.

Гибель морпеха спровоцировала попытки скрыть обстоятельства его смерти

Первыми фигурантами, в отношении которых были поданы обвинительные заключения, стали бывший командир 1-й дивизии морской пехоты Лим Сон Гын и четверо офицеров, отвечавших за работы в зоне паводков в уезде Ечхон, где погиб морской пехотинец Чхэ Сан Бён. Лим остается единственным, кто был передан в суд, будучи арестованным.

Затем следствие предъявило обвинения бывшему президенту Юн Сок Ёлю, экс-министру обороны Ли Чжон Собу, экс-главе разведки Чо Тхэ Ёну и еще 11 должностным лицам, которых спецпрокурор считает причастными к давлению на ход расследования.

В числе обвиняемых также оказались два военных прокурора, добивавшихся ареста подполковника Пак Чон Хуна - офицера, публично сообщившего о давлении на следственную группу морской пехоты. Кроме того, под суд отдан бывший руководитель канцелярии командования морской пехоты, который, по версии следствия, дал ложные показания на процессе Пак Чон Хуна.

Экс-министр обороны и главы других ведомств ответят за "бегство в Канберру"

Отдельный блок обвинений касается бегства бывшего министра обороны Ли Чжон Соба в Австралию. Спецпрокуратура считает установленным, что назначение Ли Чжон Соба послом в Канберру было организовано для того, чтобы исключить его из числа фигурантов и не допустить развития расследования обстоятельств гибели морпеха. По версии следствия, к этому были причастны сотрудники администрации президента, МИД и министерства юстиции, которые, как утверждается, действовали в нарушение установленных процедур. По этому эпизоду в суд переданы Юн Сок Ёль, Чо Тхэ Ён и несколько бывших высокопоставленных чиновников.

Следствие также направило в суд материалы в отношении бывших руководителей Высшей прокуратуры по преступлениям должностных лиц, которые, по данным спецпрокурора, препятствовали расследованию давления на следственную группу морской пехоты.

Отдельный эпизод касается попытки уничтожения доказательств: в рамках расследования выявлена попытка уничтожить телефон, связанный с окружением Лим Сон Гына. В этом эпизоде обвинен бывший глава инвестиционной компании, связанный с окружением супруги бывшего президента.

Часть материалов, касающихся предполагаемого укрытия информации и неисполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции провинции Северная Кёнсан, спецпрокуратура передала в Национальное агентство расследований для дальнейшего ведения дела. Спецпрокурор заявил, что хотя работа группы завершена, ее сотрудники продолжат обеспечивать поддержание обвинения в суде, чтобы фигуранты "понесли ответственность, соответствующую их действиям".

Отметим, что спецпрокурор Ли Мён Хён является одним из трех расследователей, которые были назначены изучить различные подозрения в отношении экс-президента РК Юн Сок Ёля, его жены Ким Гон Хи и окружения. Две других группы продолжают работу, но тоже скоро завершат ее. Как ожидается, их списки обвиняемых будут даже более масштабными.