Заявление премьер-министра Японии Санаэ Такаити о Тайване вызвало резкую реакцию в Китае и осложнило отношения двух стран. Что происходит в азиатском регионе, и к чему стоит готовиться России, разбиралось издание «Царьград».
Ранее Санаэ Такаити заявила о том, что «китайская военно-морская блокада Тайваня будет считаться в Токио экзистенциальной угрозой», и может стать основанием для того, чтобы воспользоваться правом на «коллективную оборону». После чего министр обороны Японии Синдзо Коидзуми сообщил о размещении ракет средней дальности на военной базе на южном острове Йонагуни — всего в 110 километрах от Тайваня, чтобы «помочь снизить вероятность вооруженного нападения на нашу страну».
Китай, считающий Тайвань своей частью, отреагировал на это максимально жестко. Авиаперевозчики приостановили обслуживание пассажиров на 12 авиамаршрутах с Японией, после предостережения МИД КНР свыше полумиллиона китайских граждан аннулировали заказы авиабилетов в японские города, Пекин отказался от проведения трехсторонней встречи министров культуры с участием Японии и Южной Кореи. Также Китай, на который приходит около половины всего экспорта морепродуктов из Японии, ввел запрет на их поставки.
А официальный представитель МИД КНР Мао Нин предупредила, что «Китай примет серьезные и решительные контрмеры» и потребовала от Санаэ Такаити отказаться от своих «ошибочных высказываний».
На этом фоне на официальном сайте базирующегося вблизи Тайваня Южного флота Народно-освободительной армии Китая был опубликован вопрос: «Если сражение начнется сегодня ночью, товарищи, вы готовы?». А постпред КНР при ООН Фу Цун предупредил генсека организации, что Пекин воспользуется правом на самооборону, если Япония попытается начать военные действия в Тайваньском проливе.
После резкой реакции Пекина в Китай приехал глава департамента Азии и Океании МИД Японии Масааки Канаи, однако он встретил «не просто холодный, а ледяной прием».
Китайский коллега Масааки Канаи — директор департамента Азии МИД КНР Лю Цзинсун — демонстративно засунул руки в карманы брюк, вместо приветственного рукопожатия. Он объяснил свои действия, вызвавшие скандал, «холодной погодой», отмечает издание.
«Правда состоит в том, что после заявлений об «экзистенциальной угрозе» и «коллективной безопасности» Япония обязана реагировать на любые китайские действия вокруг Тайваня, иначе потеряет лицо. Китай, в свою очередь, должен будет отвечать, чтобы не показать слабости», — говорится в статье.
Обострение отношений с Японией происходят на фоне действий США по прекращению украинского конфликта. И аналитики предупреждают, что как только он завершится, может «полыхнуть» в Восточной Азии, пишет издание.
«Совершенно очевидно, что украинский конфликт сдерживает США на китайском направлении, на котором американцы резко активизируются, когда на Украине прекратится стрельба», — уверены журналисты.
Глава Китая Си Цзиньпин уже разъяснил президенту США Дональду Трампу принципиальную позицию своей страны по тайваньскому вопросу. Он отметил, что возвращение Тайваня в состав Китая является важной частью послевоенного международного порядка.
При этом стоит ожидать того, что Вашингтон в рамках борьбы за звание первой державы мира и для создания нестабильности, в которой нуждается доллар, может обострить ситуацию в Тайваньском проливе.
Прогнозируя, какой может быть политика России в этих условиях, китаист Николай Вавилов выразил уверенность, что «в случае военного противостояния Китая и Японии в прокси-войне за Тайвань Россия не будет прямым участником боевых действий». Однако Москве придется вмешаться, «если битва за Тайвань пойдет не по плану».
Напомним, что Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года. Однако КНР считает его своей неотъемлемой частью. А США, декларируя приверженность политике «одного Китая», продолжают поддерживать контакты с Тайбэем и поставлять оружие на остров.