Референдум по изменению конституции должен пройти в Армении после парламентских выборов 2026 года. Об этом 22 ноября заявил премьер республики Никол Пашинян на встрече с государственными служащими в Спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна. Изменение конституции Армении является ключевым условием Баку для заключения мирного договора. Однако Пашинян уверяет, что внешний фактор тут ни при чем – все дело в «аэродинамике» государства.
«Новая Конституция должна решить еще одну, условно говоря, инженерную задачу, – сказал Пашинян. - Конституция должна обеспечить необходимую «аэродинамику» для долгосрочного развития государства... Аэродинамика может пострадать, если нет четкого и единого представления о том, что именно мы хотим построить: автомобиль, самолет или космический корабль».
С этим трудно поспорить. Действительно, все зависит от амбициозности задач, которые армяне перед собой ставят. Захотят ездить на автомобиле – там одна аэродинамика. Летать в космос – совершенно другая. Есть, правда, еще и телега. У лошади ведь тоже есть своя аэродинамика, а вы и не знали? В 30-е годы прошлого века в СССР была даже издана монография «Аэродинамическое сопротивление лошади», серьезный человек написал, профессор.
Судя по тому, что мы сегодня знаем о Пашиняне, он ненавидит все «высокое», не связанное с материальными ценностями. Для него это лишнее «обременение»: чтобы это понять, достаточно почитать его давнюю статью «Забыть героическое прошлое». Героизм предков, их военные подвиги, память о трагедиях народа, да и сам народ, который ветром истории разметало по всему миру, как и его традиционная церковь – все это лишнее с точки зрения Пашиняна, в его концепции «реальной Армении» всему этому не будет места. Как он пояснял ранее, «Удовлетворение первичных потребностей человека является приоритетом. Дискурсы о хлебе, деньгах, богатстве и хорошей жизни необычны для нашей политической жизни, их могут расценить как отказ от «высокой политики». Однако основанная на «высоких ценностях» политика порой упускает из виду самое важное: человека и его повседневные бытовые потребности».
В рамках этой идеологии не нужен Карабах – и Пашинян его сдал, не нужна память о геноциде армян в Турции – Пашинян готов от нее отказаться, не нужна церковь – и Пашинян пытается ее расколоть, не нужна неподконтрольная ему армянская диаспора за рубежом – и Пашинян призывает оборвать с ней связи. Взамен народу предлагается «удовлетворение первичных потребностей» - т.е. пища, вода, тепло и возможность размножаться. Судите сами: идет здесь речь о полетах в космос или о телеге, запряженной лошадью?
Пашинян не говорит (а возможно, и сам не понимает), что пока в политике отсутствуют «высокие ценности», удовлетворение потребностей народа возможно только «на минималках». Это доказывает появление из ниоткуда и стремительный взлет таких государств, как США, СССР или Израиль. Там совершенно другая «аэродинамика». В данном же случае ларчик открывается просто. Давно было известно, что действующая армянская Конституция не устраивает Анкару и Баку, потому что в ее преамбуле содержится ссылка на Декларацию о независимости Армении - документ, на основе которого, собственно, и была создана нынешняя Республика Армения. Декларация, в свою очередь, провозглашает республику, «претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха». Пашинян уже давно говорит, что ему не нравится эта декларация. Значит ли это, что ему не нравится независимость Армении? По мнению оппозиции, да. Да он, собственно, и не скрывает, что готовит демонтаж Третьей республики, чтобы якобы провозгласить Четвертую. Оппоненты же Пашиняна считают, что он ведет дело к тому, чтобы ликвидировать армянскую государственность. В таком случае армяне рискуют стать народом без государства, как евреи до создания Израиля. В УК любой страны есть статьи, квалифицирующие подобные деяния как «измена Родине». Поэтому Пашинян решил не просто исключить из основного закона положения, раздражающие «партнеров», а поменять Конституцию целиком. Это как пожар на складе, который устроил сам кладовщик, чтобы скрыть недостачу.
Почему после выборов? Он рассчитывает, что его партия получит на них парламентское большинство, что позволит без проблем провести референдум с нужным результатом. А для того чтобы заморочить голову народу, он напускает словесного тумана. Аэродинамика там, космические корабли… Но лошади не летают.