Британские следователи раскрыли сети по отмыванию денег, связанных с Россией

Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании (NCA) заявило , что в рамках операции «Дестабилизация» (Operation Destabilise) выявило две крупные сети по отмыванию денег — TGR и Smart. По данным ведомства, эти структуры не только обслуживали транснациональную преступность, но и были задействованы в схемах обхода санкций, связанных с российскими интересами. В NCA утверждают, что преступные наличные деньги, собранные курьерами в разных городах Великобритании, конвертировались в криптовалюту и затем использовались уже в международных операциях, включая схемы платежей, завязанные на российскую экономику.

Как была устроена сеть

Согласно материалам агентства, сеть использовала курьеров для сбора наличных, полученных, как предполагается, от торговли наркотиками, нелегальной миграции и поставок оружия. Деньги передавались посредникам, которые обменивали их на криптовалюту.

По данным NCA, только за последний год были задержаны 45 предполагаемых участников, а общая сумма изъятых средств в Великобритании превысила 25 млн фунтов. Всего в рамках операции проведено 128 арестов. Британская информация также помогла зарубежным партнерам изъять еще $24 млн и более 2,6 млн евро.

В центре схемы находились две взаимосвязанные группы — Smart и TGR. Smart, по версии следствия, управляет Екатерина Жданова совместно с Хаджи-Муратом Магомедовым и Никитой Красновым. Летом 2023 года лица, связанные с российскими спецслужбами, пытались использовать Smart Group для финансирования людей в Великобритании и ЕС. Среди последних была группа болгарских граждан под руководством Орлина Русева — он позднее был осужден за шпионаж.

TGR, как утверждает агентство, возглавляют Георг Росси, его заместитель Елена Чиркинян и Андрейс Браденс. Все шесть руководителей Smart и TGR внесены в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC); Жданова сейчас находится под стражей во Франции.

Собственный банк

Отдельный пласт расследования касается операций в Кыргызстане. По данным NCA, сеть TGR была связана с покупкой контрольного пакета акций кыргызстанского банка «Керемет», который находится под санкциями США и Великобритании .

Как говорится в сообщении NCA, контрольная доля (75%) была приобретена 25 декабря 2024 года компанией Altair Holding, которую британские власти связывают с Георгом Росси из TGR. Reuters уточняет , что продавцом выступало Министерство финансов Кыргызстана, и именно эта сделка, по оценке Минфина США, была частью попытки создать «центр для обхода санкций» для проведения платежей, связанных с российской внешней торговлей.

В релизе NCA говорится, что через «Керемет» проходили трансграничные платежи, которые, по мнению британских следователей, поддерживали компании из российских оборонной, аэрокосмической и технологической отраслей. Эти операции, как утверждается, могли быть связаны с российским государственным ПСБ.

В материалах агентства также упоминается российско-молдавский предприниматель Илан Шор, находящийся под санкциями: NCA считает, что он участвовал в схемах вокруг «Керемета» и в работе платежного провайдера A7. Компания A7, находящаяся под санкциями Великобритании и ЕС, вместе с ПСБ анонсировала стейблкоин A7A5 — проект, который британские власти называют потенциальным инструментом обхода санкций. Этот рублевый стейблкоин также попал под ограничения ЕС в рамках последнего пакета санкций.

Frank Media направили запрос в банк «Керемет».

Плакаты на русском

В рамках операции NCA предприняло необычный шаг, попытавшись обратиться прямо к тем, кто физически перевозил наличные. Агентство разместило плакаты на английском и русском языках в местах, где курьеры, по данным следствия, обычно работают. Сообщения предупреждали, что участники схем рискуют многолетними сроками, в то время как организаторы получают «многомиллионную прибыль».

Представители NCA подчеркивали, что эта кампания была направлена не на широкую публику, а именно на русскоязычных курьеров, задействованных в перевозке наличных: по замыслу ведомства, таким образом им давали понять, что следствие приближается и предлагает либо выйти из схемы, либо готовиться к уголовным последствиям.