Постпред США мечтает увидеть, как в НАТО командует немец
Планы Дональда Трампа еще более амбициозны, чем казалось. Выяснилось, что он хочет не только make America great аgain, "сделать Америку снова великой". В планах - вернуть былое величие еще одной былой сверхдержаве: сделать great аgain Германию. Соединенные Штаты хотят, чтобы Федеративная Республика взяла на себя командование силами НАТО в Европе, заявил постоянный представитель США при Североатлантическом альянсе Мэттью Уитакер.

Заявление прозвучало на прошедшей на днях ежегодной Берлинской конференции по безопасности. "Я с нетерпением жду того дня, когда Германия обратится к Соединенным Штатам и скажет, что ее представитель готов занять пост главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО (в Европе. - "МК"), - поделился Уитакер с аудиторией своими сокровенными мыслями, которые, надо полагать, не расходятся с президентскими. - Думаю, что до этого еще далеко, но я с нетерпением жду этих обсуждений".
Слова посла США в НАТО "стали шоком для участников дискуссии", - описывает реакцию на выступление Уитакера британское издание The Independent. Но, похоже, это все-таки некоторое преувеличение. Во всяком случае, генерал Вольфганг Вин, постпред Германии в НАТО, шокированным отнюдь не выглядел.
Вин, правда, заявил, что "видит это немного по-другому" и рассматривает пост главнокомандующего как "территорию США", то есть как американскую прерогативу. Но вместе с тем сообщил, что его страна "готова взять на себя больше ответственности" в рамках альянса.
Для справки: традиционно должность натовского главкома в Европе занимает американец. В настоящее время это генерал ВВС США Алексус Гринкевич, приступивший к исполнению обязанностей в июле. Но все традиции рано или поздно меняются. Не лишним, кстати, будет также напомнить, что корни нынешнего президента США тянутся из Германии.
Дональд Трамп - американец всего лишь во втором поколении. Родной язык отца - немецкий, а дедушка вообще "не местный": Фридрих Трумп, ставший в Америке Фредериком Трампом, родился в деревне Кальштадт (ныне - германская земля Рейнланд-Пфальц). На родине деда у Дональда Трампа и по сей день немало родственников.
Впрочем, объяснить его поведение заботой об исторической родине не решатся, пожалуй, даже они. В альтруизме и сентиментальности американский президент до сих пор не был замечен. Не видно этого - от слова "совсем" - и в идее, озвученной Мэттью Уитакером. Видно, напротив, другое: желание поскорее сбросить с США ответственность за европейскую безопасность, переложить ее на чьи-то иные плечи.
Если рассматривать предмет с этой точки зрения, то выбор в пользу Германии как преемницы Америки во главе Североатлантического альянса (как минимум - его европейской части) кажется логичным и без учета фактора немецких корней Трампа. Более могучих плечей, объективно говоря, и впрямь не найти. После Соединенных Штатов Германия - самая многонаселенная и самая экономически мощная (вторая экономика Запада и третья - мира) страна в Альянсе.
Правда, в военном отношении расклад несколько иной: более сильными считаются Франция и Великобритания, располагающие, в отличие от Германии, ядерным оружием. Но не сразу Берлин строился. Как явствует из выступления Уитакера, передать немцам бразды правления в НАТО Трамп и его команда собираются все-таки не прямо сейчас, а в некоторой перспективе. А за время пути "собачка" вполне может подрасти. И стать куда более зубастой.
К тому же и путь этот обещает быть не таким уж длинным. Выступая на той же конференции, Рене Оберман, немецкий бизнесмен, возглавляющий с 2020 года аэрокосмическую мегакорпорацию Airbus Group (основные производственные мощности компании находятся в Германии и во Франции), призвал европейские государства как можно скорее обзавестись тактическим ядерным оружием - в ответ на угрозу, исходящую якобы от развернутых в Калининграде российских ракет "Искандер", способных нести ядерные боеголовки.
"Глава Airbus отметил, что Германия, Франция, Великобритания и другие заинтересованные государства должны выработать совместную программу ядерного сдерживания России", - передает слова Обермана немецкая пресса. Этот словесный камуфляж не слишком искусно скрывает, что призыв на самом деле обращен в первую очередь к Германии. Очевидно же, что полноценно участвовать в такой программе она сможет, лишь став полноценной ядерной державой.
О реакции на это предложение, СМИ пока ничего не сообщают. Бурной овации участников конференции оно, насколько известно, не вызвало. Как и возмущенного ропота. В общем, фигурально выражаясь, идея встречена молчанием. Которое, как известно, знак согласия.