Мирный план для зоны конфликта назван «одной из самых странных резолюций ООН в истории»
Резолюция, принятая Советом Безопасности ООН во вторник вечером, направленная на превращение шаткого режима прекращения огня в Газе в реальный мирный план, является одной из самых странных в истории Организации Объединенных Наций, говорится в аналитической статье британского издания The Guardian.

Эта резолюция дает Дональду Трампу высший контроль над Газой, возможно, с британским экс-премьером Тони Блэром в качестве его непосредственного подчиненного в “совете мира”, который будет курировать многонациональные миротворческие войска, комитет палестинских технократов и местную полицию сроком на два года, напоминает The Guardian.
Но никто не знает, кто еще войдет в “совет мира” – известно только, что он, как заявил Трамп в социальных сетях, “будет возглавляться мной и включать в себя самых влиятельных и уважаемых лидеров во всем мире”.
Комиссия будет отчитываться перед Советом безопасности, однако не будет подчиняться ООН и не будет подчиняться предыдущим резолюциям ООН. Она будет осуществлять надзор за Международными силами по стабилизации (ISF), состав которых также не определен, но которые США хотят развернуть к январю. Страны, к которым обратились США, включая Египет, Индонезию, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты, носят предварительный характер. В резолюции говорится, что ISF “обеспечат процесс демилитаризации” Газы, что предполагает, что им придется отобрать оружие у ХАМАСА, который сразу после голосования в ООН настаивал на том, что не будет разоружаться.
У стран, которые могут предоставить войска, нет особого желания вступать в прямую конфронтацию со своими закаленными в боях бойцами, констатирует The Guardian. Тем временем предполагается, что ISF возьмут на себя обеспечение безопасности на территории, которая в настоящее время оккупирована израильскими войсками, но это тоже может привести к столкновениям, особенно если израильтяне не захотят уходить.
Не больше ясности, продолжаеи The Guardian, и в отношении палестинского комитета технократов, которому будет поручено повседневное управление сектором Газа под руководством Трампа и его коллег-лидеров. Будет, мягко говоря, трудно найти таких технократов, готовых работать на Трампа, которые имели бы хоть какое-то влияние на 2,2 миллиона выживших палестинцев в Газе. То же самое касается предполагаемых полицейских сил.
Несмотря на неопределенность, резолюция 2803 Совета безопасности ООН придала всем этим инициативным органам силу международного права в попытке превратить мирное предложение Трампа из 20 пунктов в своего рода план и укрепить шаткое перемирие, достигнутое в прошлом месяце при посредничестве США, в прочный мир.
Тот факт, что резолюция была принята 13 голосами против 0 при воздержавшихся России и Китае, свидетельствует о ее продуманной туманности, а также о всеобщем истощении и отчаянии из-за ситуации в Газе после двухлетних израильских бомбардировок, в результате которых погибло более 70 000 человек, около 70% зданий на прибрежной территории разрушено до основания, отмечает The Guardian.
После голосования посол США Майк Уолц охарактеризовал резолюцию как преобразующую – “новый курс на Ближнем Востоке, как для израильтян, так и для палестинцев и всех народов региона”.
Когда настала очередь выступать другим членам Совета, они в целом были более осторожны, выражая свою поддержку или молчаливое согласие скорее с точки зрения того, что может последовать из резолюции, а не того, что на самом деле содержится в тексте.
Это особенно актуально, когда речь заходит о палестинской государственности, отмечает The Guardian. По настоянию арабских и исламских государств в последние дни резолюция была пересмотрена, чтобы, по крайней мере, упомянуть о будущем Палестины. Однако это было сделано не путем ссылки на основополагающее право палестинцев на самоопределение и международную приверженность идее создания двух государств, а на языке далекого, условного и неуловимого предложения. По его словам, если Палестинская администрация проведет удовлетворительные реформы и восстановление Газы продвинется вперед, “могут сложиться условия для надежного пути к самоопределению и государственности Палестинцев”.
Как бы слащаво это ни звучало, европейские дипломаты увидели значительную победу в том, что посланник администрации Трампа произнес вслух слова “самоопределение и государственность Палестины”, несмотря на все оговорки.
Опытный американский переговорщик и эксперт по Ближнему Востоку Аарон Дэвид Миллер также расценил резолюцию как шаг на пути к будущему Палестины.
“Неясно, может ли резолюция СБ ООН быть реализована. Но она отражает две новые реальности – Трамп интернационализировал компонент палестинской проблемы, связанный с Газой, и поддержал решение о создании двух государств в качестве конечной цели”, - написал Миллер в социальных сетях.
Формулировка резолюции 2803, безусловно, оказалась непосильной для крайне правого крыла коалиции Биньямина Нетаньяху, которое отреагировало с яростью, вынудив премьер-министра вновь заявить о своих внутренних возражениях против любого предложения о суверенитете Палестины, отмечает The Guardian.
Те правительства, которые зажали нос и поддержали резолюцию, извлекли некоторое утешение из дискомфорта израильских ультраправых. По мнению европейских и исламских государств, принятие резолюции будет способствовать вовлечению Трампа, что, как мы надеемся, увеличит поток гуманитарной помощи в Газу в ближайшем будущем, и в то же время приоткроет дверь для перспектив прочного мира и палестинской государственности.
Чем больше международное сообщество будет представлено на “совете мира” и чем больше арабских и исламских стран примут участие в ISF, утверждают оптимисты в этих столицах, тем труднее будет Израилю сохранять свой исключительный, одобренный США контроль над оккупированной территорией.
Следуя “плану Трампа”, они надеются подражать Израилю и в конечном счете превзойти его в его собственной игре, оседлав тигра самолюбия американского президента, в надежде в конечном итоге направить его в желаемом направлении, заключает The Guardian.