В борьбе за пост президента Чили принимают участие 8 кандидатов
В Чили в воскресенье проходят выборы президента республики, а также выборы в Сенат и нижнюю палату парламента. В борьбе за кресло главы государства сошлись восемь кандидатов: Франко Паризи, Жанетт Хара, Марко Энрикес-Оминами, Йоханнес Кайзер, Хосе Антонио Каст, Эдуардо Артес, Эвелин Маттеи и Гарольд Мейн-Николлс. Именно в таком порядке они указаны в бюллетене. Действующий президент Габриэль Борич не принимает участия в выборах, поскольку конституция страны запрещает ему баллотироваться на второй срок подряд.
В этом году участие в выборах в Чили обязательное (исключение сделано для заболевших, что должно быть подтверждено справкой, инвалидов, лиц, находящихся за границей или на расстоянии более 200 км от своего избирательного участка, или столкнувшихся с иным препятствием, что также должно быть документально подтверждено). На этот шаг власти страны пошли в связи с тем, что на голосовании 2021 года явка составила менее 50 процентов.
Чтобы все 15,7 миллиона избирателей смогли воспользоваться своим правом голоса, правительство разработало специальный план, согласно которому плату за проезд на электричках и почти 2,7 тысячи автобусных маршрутах в сельской местности в день голосования отменили. Тем, кто отказался принимать участие в выборах без уважительной причины, грозит штраф в размере от 34,7 тысячи до 104 тысяч песо (от 36 до 110 долларов).
Согласно прогнозам, шансов, что главу государства изберут уже в первом туре, практически нет. И, скорее всего, в стране состоится второй тур. Согласно законодательству, он должен пройти через четыре недели после первого. Борьба развернется между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов.
Фаворитами считаются представитель Коммунистической партии Жанетт Хара и представитель правой ультраконсервативной Республиканской партии, сторонник Трампа и Пиночета - Хосе Антонио Каст. Исследования говорят, что они могут набрать 30 и 22 процента голосов соответственно. Кроме того, конкуренцию им могут составить кандидат от Национальной либертарианской партии Йоханнес Кайзер и представитель Независимого демократического союза Эвелин Маттеи.
Такой расклад сил подтверждают первые итоги, подведенные после закрытия избирательных участков в Новой Зеландии и Австралии. Эти четыре кандидата существенно оторвались от остальных претендентов.
Хара привлекает избирателей своей программой улучшения условий труда и помощи малому бизнесу, она намерена с помощью армии усилить пограничный контроль, увеличить пенсии, снизить счета за электроэнергию и построить десятки тысяч новых домов.
Каст обещает снизить налоговую ставку на прибыль корпораций, сократить государственные расходы и усилить контроль границ для борьбы с нелегальной миграцией. Он, кстати, уже боролся за кресло президента, но в 2017 году не смог составить конкуренцию лидерам, а в 2021 году уступил Боричу во втором туре.
Кайзер предлагает упразднить ряд министерств, приватизировать государственную горнодобывающую компанию Codelco, закрыть границу с Боливией и построить лагеря для нелегально въехавших, чтобы в дальнейшем выслать их из страны. Он также выступает за введение смертной казни за некоторые преступления.
Маттеи предлагает увеличить финансирование правоохранительных органов, ужесточить наказания за наркоторговлю, снизить ставки корпоративного налога, создать миллион рабочих мест и сократить "нерационально распределяемые госсредства".
Если прогнозы подтвердятся, то во втором туре столкнутся Хара и Каст. И тут, по мнению экспертов, больше шансов на победу будет у представителя правого лагеря. В последние годы Чили сталкивается с ростом миграции и преступности. А в вопросах безопасности правые традиционно имеют преимущество. В ходе предвыборной кампании Каст во многом опирался на стратегию президента США Дональда Трампа в этих сферах. Он, кстати, смягчил свою позицию по сравнению с прошлыми годами и отказался от некоторых идей Пиночета, которые продвигал на выборах в 2017-м.
А наличие еще более правого кандидата - либертарианца Кайзера (тот даже заявлял о готовности поддержать военный переворот, если возникнут те же условия экономического хаоса, что и в 1973 году, когда к власти пришел генерал Аугусто Пиночет) - помогло Касту выглядеть более умеренным, что привлекло внимание избирателей-центристов.