США направили самый большой в мире военный корабль в воды Карибского бассейна и Латинской Америки в рамках эскалации военного противостояния США и Венесуэлы. Авианосец USS Gerald R Ford присоединился к другим военным кораблям и атомной подводной лодке, что уже считалось крупнейшим военным присутствием США в регионе со времен вторжения в Панаму в 1989 году. С сентября в результате авиаударов США по лодкам в южноамериканских водах погибли по меньшей мере 76 человек.
Тем временем президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о том, что он назвал “массированным развертыванием” сухопутных, морских, воздушных, речных и ракетных войск, а также гражданского ополчения, чтобы противостоять военно-морскому присутствию США у берегов своей страны.
Нападут ли США на Венесуэлу? Отвечая на этот вопрос, The Guardian напоминает, что Дональд Трамп пытался оправдать наращивание военной мощи и авиаудары, утверждая, что они необходимы для пресечения потока наркотиков в США, главным образом из Венесуэлы. Но многие аналитики рассматривают эти шаги как способ оказать давление на Мадуро, чтобы тот ушел в отставку после того, как он победил на прошлогодних президентских выборах.
После объявления во вторник ВМС США о прибытии крупнейшего в мире авианосца в зону ответственности Южного командования США, которая охватывает Латинскую Америку и Карибский бассейн, некоторые полагают, что риск американского вторжения растет.
Огромный военный корабль, на борту которого находятся 4000 моряков и который способен перевозить 90 самолетов, как сообщается, находится в Западной Атлантике и, как ожидается, достигнет Карибского бассейна в ближайшие дни.
Кристофер Сабатини, старший научный сотрудник по Латинской Америке в одном из известных аналитических центров, комментирует: “Это явная попытка напугать Мадуро, возможно, заставить его искать убежища, и подтолкнуть венесуэльских военных к его свержению или изгнанию силой, установив какую-либо форму переходного правительства или правительства, в котором не будет доминировать Мадуро. Я не думаю, что Белый дом действительно хочет действовать. Они надеются провести то, что я называю сменой режима, по дешевке, хотя это уже не так дешево, потому что содержание этого авианосца обходится в 8 миллионов долларов в день”.
Однако, по словам Сабатини, если одной угрозы окажется недостаточно, то США “почти поставят себя в положение, когда им придется что-то предпринять, чтобы оправдать это наращивание военной мощи”.
Во вторник, еще до того, как ВМС США подтвердили прибытие авианосца, венесуэльские власти объявили о новой фазе своего военного развертывания против “имперских угроз” со стороны США. Министр обороны Владимир Падрино заявил, что в учениях принимают участие 200 000 военнослужащих.
Мадуро обвинил США в “развязывании новой войны” и заявил, что развертывание военно-морских сил представляет собой “величайшую угрозу, с которой столкнулся наш континент за последние 100 лет”.
Сообщается, что Венесуэла получила российскую военную технику для укрепления своей обороны, включая системы противоракетной и противовоздушной обороны, в то время как Москва подтвердила свою поддержку суверенитета Венесуэлы, отмечает The Guardian.
Хосе Луис Перес Гуадалупе, профессор криминологии в Перуанском университете Пасифики и соавтор недавней книги об организованной преступности в Венесуэле, сказал: “Сам факт того, что США действуют и угрожают Венесуэле, вызвал националистические чувства среди венесуэльцев перед лицом иностранного захватчика, и Мадуро играет на этом. очень хорошо”.
Эксперт считает, что любое вмешательство США может негативно сказаться на интересах Трампа. “Давайте предположим, что они уберут Мадуро – кто тогда станет президентом?” – задается он вопросом. Если бы это был кандидат от оппозиции Эдмундо Гонсалес, которого многие на Западе считают реальным победителем последних выборов, или Мария Корина Мачадо, лидер оппозиции и лауреат Нобелевской премии мира, “они были бы расценены как предатели Венесуэлы за поддержку иностранного вторжения”, - сказал Перес Гуадалупе.
“Это значительно усложнило бы формирование правительства даже при поддержке большинства, не говоря уже о широком консенсусе”, – констатирует профессор.
Действительно ли наращивание сил и авиаудары положили конец незаконному обороту наркотиков? Пока нет данных, подтверждающих это утверждение, признает The Guardian. Неизвестно даже, сколько и какого рода наркотиков перевозилось на каждом из судов, подвергшихся нападению, и перевозились ли наркотики вообще, поскольку США не предоставили никаких доказательств или подробностей о судах или их пассажирах. ООН охарактеризовала эти убийства как внесудебные казни.
Большинство нападений было совершено в Карибском бассейне. Согласно отчету Управления по борьбе с наркотиками США (DEA) за 2020 год, 74% кокаина, попадающего в США, поступает через Тихий океан. Только 8% “документально подтвержденных перевозок кокаина из Южной Америки в 2019 году направлялись на Карибские острова, в основном на борту быстроходных судов”, - говорится в отчете.
Трамп утверждал, что лодки-мишени были “набиты пакетами с белым порошком, в основном фентанилом”, но, по словам Андреса Антильяно, профессора криминологии Центрального университета Венесуэлы, фентанил в Южной Америке не производится и не потребляется в значительных объемах. Он сказал, что фентанил в основном производится в Мексике с использованием химических прекурсоров, импортируемых из азиатских стран, включая Китай.
Профессор Антильяно сказал, что авиаудары были неэффективным способом остановить контрабанду наркотиков, поскольку нападения на одном маршруте лишь вынуждали наркоторговцев искать альтернативные пути. “Это не более чем плохое алиби – история, призванная оправдать другие планы”, - сказал он.
Венесуэла считается страной транзита кокаина, который поступает в основном из соседней Колумбии, крупнейшего в мире производителя и одного из трех культиваторов наряду с Перу и Боливией, указывает при этом The Guardian. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2020 году объем изъятий кокаина в Венесуэле составил 2,3% от общемирового объема, а к 2023 году – по последним имеющимся данным за год – эта доля сократилась до 1,9%. Кокаин вывозится из Венесуэлы по суше, в основном через регион Амазонки, а также воздушным и морским транспортом. Однако Перес Гуадалупе заявил, что “нет доказательств того, что поставки идут непосредственно в США”.
Он сказал: “Дело не в том, что наркотики, проходящие через Венесуэлу, не попадают в США, но сначала они попадают в промежуточные пункты в Карибском бассейне”. Из таких стран, как Тринидад и Тобаго, кокаин затем отправлялся в Мексику, США, Африку и “главным образом” в Европу" - сказал Перес Гваделупе.
В августе правительство США увеличило до 50 миллионов долларов вознаграждение за информацию, которая приведет к аресту или осуждению Николаса Мадуро, которого называют “мировым террористическим лидером Картеля лос Солес”.
Название группы впервые появилось в венесуэльской прессе в начале 1990-х годов, когда слово “солес” относилось к нашивкам с солнцем, которые носили военные офицеры, которые, как утверждается, играли центральную роль в этой схеме. По данным Министерства юстиции, одной из целей группировки является “наводнение” США кокаином. Однако Антильяно, Перес Гваделупе и многие другие эксперты по организованной преступности Венесуэлы утверждают, что такого картеля попросту не существует.
“Идея полностью скоординированной, вертикальной, последовательной политики по наводнению США кокаином, как утверждает Трамп, абсолютно нежизнеспособна, и нет никаких серьезных доказательств в ее поддержку, но она вызывает определенное беспокойство среди населения США и может быть политически использована для оправдания массовых депортаций и криминализация миграции”, - добавил Антильяно.