Дальнобойщики Литвы готовят стране транспортный апокалипсис
На литовско-белорусской границе разыгрывается настоящая драма с элементами абсурда: тысячи застрявших фур, грозные заявления из Вильнюса об отсутствии уступок Минску, предупреждения белорусского президента о возможной конфискации фур. Пока дипломаты обмениваются колкостями, а "разговоры" остаются лишь разговорами, терпение самих дальнобойщиков лопнуло: они готовятся перекрыть не только приграничные пути, но и, возможно, всю Литву, доказывая, что нет ничего убедительнее, чем гнев водителей, доведенных до отчаяния.

Накануне Вильнюс заявил, что не намерен идти ни на какие уступки Минску в пограничном урегулировании, считая, что разговоры с белорусской стороной бесполезны, и пришло время принимать решения, которые будут иметь ощутимые последствия. Литва заняла такую жесткую позицию после того, как сама первой перекрыла погранпереходы, что привело к обострению ситуации. В ответ Минск ограничил проезд грузовиков с литовскими номерами, а затем и вовсе ужесточил правила для всех зарегистрированных в Литве фур. В итоге на границе застряли около 1,2 тысячи литовских дальнобойщиков, которым, парадоксально, базовые потребности и ночлег обеспечил ни кто иной, как президент Белоруссии Александр Лукашенко. Напряжение нарастает, а выход из тупика пока не предвидится.
Советник президента Литвы по национальной безопасности Дейвидас Матуленис высказался категорично, заявив в интервью литовским СМИ, что не видит "смысла в каких-то уступках" Минску. Советник отметил, что, хотя диалог с Минском через официальные каналы продолжается, и он ждёт решения от правительства, лично он настроен исключительно бескомпромиссно.
Казалось бы, забрезжил лучик надежды: Вильнюс дважды обратился к Минску с настоятельной просьбой пропустить застрявшие на белорусской территории фуры. И, по данным телеграм-канала "Пул первого", Александр Лукашенко, получив предложение Литвы об урегулировании, даже поручил организовать переговоры о возобновлении работы пунктов пропуска. Однако эйфория быстро сменилась тревогой. Белорусский лидер ранее не раз напоминал, что Минск давно готов к открытию границы, но "мяч на ее стороне" (речь идёт про Литву) — ведь именно Литва первой решилась на блокировку. Более того, Лукашенко недвусмысленно предупредил: литовские фуры могут быть конфискованы, если "ситуация не изменится".
Пока дипломаты продолжают свои изысканные, но пока безрезультатные беседы, на авансцену конфликта решительно выходят те, кто действительно ощущает его последствия: литовские перевозчики. Вице-президент литовской ассоциации автоперевозчиков (Linava) Олег Тарасов признает, что убытки грузоперевозчиков могут достигнуть крупной суммы — до миллиарда евро. По его словам, ситуация "близка к катастрофе", и если граница не откроется, бизнес грузоперевозок в Литве просто схлопнется.
Глава литовской ассоциации автомобильных перевозчиков (LINAVA) Эрландас Микенас недвусмысленно предупредил: терпение дальнобойщиков из-за затянувшейся пограничной ситуации достигло критической отметки, и теперь их гнев может вылиться в масштабные акции протеста, вплоть до блокировки литовских дорог. По его словам, судьба отечественных магистралей решится на съезде ассоциации уже в среду, 12 ноября. Микенас поспешил уточнить, что он сам не дирижирует этим оркестром , а лишь транслирует коллективное настроение перевозчиков, которое будет учтено на конгрессе. Более того, он прозрачно намекнул, что предложения по перекрытию дорог уже активно поступают. Так что, пока Минск и Вильнюс обмениваются любезностями через границу, литовские дальнобойщики готовятся обменяться "любезностями" со своим же правительством, устроив ему транспортный апокалипсис.