Дальнобойщики Литвы готовят стране транспортный апокалипсис

На литовско-белорусской границе разыгрывается настоящая драма с элементами абсурда: тысячи застрявших фур, грозные заявления из Вильнюса об отсутствии уступок Минску, предупреждения белорусского президента о возможной конфискации фур. Пока дипломаты обмениваются колкостями, а "разговоры" остаются лишь разговорами, терпение самих дальнобойщиков лопнуло: они готовятся перекрыть не только приграничные пути, но и, возможно, всю Литву, доказывая, что нет ничего убедительнее, чем гнев водителей, доведенных до отчаяния. 

Дальнобойщики Литвы готовят стране транспортный апокалипсис
© Московский Комсомолец

© Наталия Губернаторова

Накануне Вильнюс заявил, что не намерен идти ни на какие уступки Минску в пограничном урегулировании, считая, что разговоры с белорусской стороной бесполезны, и пришло время принимать решения, которые будут иметь ощутимые последствия. Литва заняла такую жесткую позицию после того, как сама первой перекрыла погранпереходы, что привело к обострению ситуации. В ответ Минск ограничил проезд грузовиков с литовскими номерами, а затем и вовсе ужесточил правила для всех зарегистрированных в Литве фур. В итоге на границе застряли около 1,2 тысячи литовских дальнобойщиков, которым, парадоксально, базовые потребности и ночлег обеспечил ни кто иной, как президент Белоруссии Александр Лукашенко. Напряжение нарастает, а выход из тупика пока не предвидится. 

Советник президента Литвы по национальной безопасности Дейвидас Матуленис высказался категорично, заявив в интервью литовским СМИ, что не видит "смысла в каких-то уступках" Минску. Советник отметил, что, хотя диалог с Минском через официальные каналы продолжается, и он ждёт решения от правительства, лично он настроен исключительно бескомпромиссно.

Казалось бы, забрезжил лучик надежды: Вильнюс дважды обратился к Минску с настоятельной просьбой пропустить застрявшие на белорусской территории фуры. И, по данным телеграм-канала "Пул первого", Александр Лукашенко, получив предложение Литвы об урегулировании, даже поручил организовать переговоры о возобновлении работы пунктов пропуска. Однако эйфория быстро сменилась тревогой. Белорусский лидер ранее не раз напоминал, что Минск давно готов к открытию границы, но "мяч на ее стороне" (речь идёт про Литву) — ведь именно Литва первой решилась на блокировку. Более того, Лукашенко недвусмысленно предупредил: литовские фуры могут быть конфискованы, если "ситуация не изменится".

Пока дипломаты продолжают свои изысканные, но пока безрезультатные беседы, на авансцену конфликта решительно выходят те, кто действительно ощущает его последствия: литовские перевозчики. Вице-президент литовской ассоциации автоперевозчиков (Linava) Олег Тарасов признает, что убытки грузоперевозчиков могут достигнуть крупной суммы — до миллиарда евро. По его словам, ситуация "близка к катастрофе", и если граница не откроется, бизнес грузоперевозок в Литве просто схлопнется.

Глава литовской ассоциации автомобильных перевозчиков (LINAVA) Эрландас Микенас недвусмысленно предупредил: терпение дальнобойщиков из-за затянувшейся пограничной ситуации достигло критической отметки, и теперь их гнев может вылиться в масштабные акции протеста, вплоть до блокировки литовских дорог. По его словам, судьба отечественных магистралей решится на съезде ассоциации уже в среду, 12 ноября. Микенас поспешил уточнить, что он сам не дирижирует этим оркестром , а лишь транслирует коллективное настроение перевозчиков, которое будет учтено на конгрессе. Более того, он прозрачно намекнул, что предложения по перекрытию дорог уже активно поступают. Так что, пока Минск и Вильнюс обмениваются любезностями через границу, литовские дальнобойщики готовятся обменяться "любезностями" со своим же правительством, устроив ему транспортный апокалипсис.