В Беларуси научились перерабатывать фосфогипс. Это побочный продукт химической промышленности. Он не вредит природе, а потому с советских времен его просто складировали в терриконах вблизи заводов, а сейчас начали перерабатывать в компонент цемента и особые удобрения, сообщает корреспондент «МИР 24 Андрей Зражевский.
Гомельский химзавод ежегодно выдает на-гора примерно 900 тысяч тонн фосфогипса. Он остается после выпуска фосфорной кислоты. В мире таких отходов перерабатывают в среднем 3%, а в Беларуси научились перерабатывать 15.
Фосфогипс — это кальций и сера. В сельском хозяйстве они нужны, но в сыром виде опасны из-за фтора, тяжелых металлов и радиации. Использовать его просто с отвала нельзя. Материал проходит очистку, нейтрализацию, потом гранулирование. Получается мелиорант.
«Постоянно меняется состав. Это химия, и никогда не можешь знать, чего ожидать. Мы всегда ведем за контроль за технологическим процессом и, исходя из параметров и анализов, делаем выводы и корректируем дозировки для получения качественного продукта.
В округе химзавода горы высотой с девятиэтажку. Видны за десятки километров. Люди их называют «белыми барханами. Они копились десятилетиями. С виду просто мел. На деле — проблема, цена которой измеряется миллиардами рублей.
«Накоплено порядка 27 млн тонн. Это на 97% сульфат кальция двухводный. Сухое складирование минимальный вред сегодня приносит окружающей среде по сравнению с тем, что его нужно отмыть и дальше нейтрализовать стоки и произвести дополнительные очистки.
Если брать в расчет стоимость одной перерабатывающей линии (вместе с системой очистки, сушильными установками и контролем), окупаемость составит примерно пять-семь лет.
«Мы ежегодно недосбрасываем, вовлекаем до 150 тысяч тонн. Это хороший показатель. При том, что около миллиона мы ежегодно могли бы отправлять в отвал, — подчеркнул директор химического завода Дмитрий Черняков.
Спрос на удобрения на основе фосфогипса есть, особенно там, где почвы истощены по кальцию и сере. Это юг Беларуси, отдельные регионы России и Казахстан.
Попробовать получить концентраты редкоземельных металлов из фосфогипса поручил президент Беларуси Александр Лукашенко.