Не полноценный мир, а лишь перемирие. Так в целом, крайне осторожно наблюдатели расценивают экономические (и не только) итоги переговоров между лидерами США и Китая. Торговая сделка достигнута, заявил Дональд Трамп после переговоров с Си Цзиньпином. Значимость этого события определяется не столько формальной его стороной, например, снятием Пекином ограничений на экспорт редкоземельных металлов (РЗМ), сколько поистине доброй волей, проявленной участниками встречи в южнокорейском городе Пусан.
Ранее Трамп обещал ввести в отношении Китая 100-процентные тарифы, предполагалось, что они вступят в силу с 1 ноября. Теперь американцы от этого отказались. По словам главы Белого дома, сделка рассчитана на год, после чего будет пересматриваться. США снижают пошлины на китайский импорт с 57% до 47%.
«Си Цзиньпин — великий лидер могучей страны, - заявил Трамп. - Я думаю, мы пришли сразу к нескольким очень важным решениям. Подробности сообщим чуть позже. Я полагаю, что мы подпишем торговое соглашение. Закупки сои и других продуктов американских фермеров начнутся незамедлительно. Это замечательная новость. Также мы договорились всячески пресекать контрабанду китайского фентанила в США».
По словам президента, обсуждался и российско-украинский конфликт. Стороны понимают, что «дальнейшая эскалация зашла в тупик». «Это безумие, но Си Цзиньпин собирается помочь нам, - сообщил Трамп. - Мы прорабатываем вопрос урегулирования. По поводу поставок российской нефти: Китай ее уже давно закупает, это важно для него, но сегодня мы не затрагивали эту тему. Обсудим чуть позже, когда поймем, какое решение устроит и Пекин, и Вашингтон».
В свою очередь, Си Цзиньпин заметил, что Китаю и США следует поддерживать диалог на всех уровнях, чтобы углублять взаимопонимание. И что у двух стран хорошие перспективы в совместной борьбе с нелегальной иммиграцией, телефонным мошенничеством, и отмыванием денег. Кроме того, Пекин и Вашингтон могут эффективно сотрудничать в сферах искусственного интеллекта и противодействия инфекционным заболеваниям.
-В отношениях между двумя странами накопилось слишком много негатива, что не позволяет сейчас делать однозначно позитивные выводы, - рассуждает в беседе с «МК» ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Результативность сделки должна получить проверку временем. Пока это не выглядит победой ни той, ни другой стороны. Пока речь идет о перемирии, о передышке, которая абсолютно необходима. И Вашингтон, и Пекин слишком часто меняли свою позицию, в основном, конечно, по инициативе Трампа. Но важно, что сейчас они решили остановиться, зафиксировать позиции и начать сближение. Прекрасно осознавая, насколько это длинный и сложный путь, ведь системные основания конфликта никуда не делись.
У сторон есть понимание: глобальная экономика нуждается в институциональной перезагрузке; старая Бреттон-Вудская модель международных торгово-финансовых отношений уже не срабатывает. Этот транзит потребует многих лет и немалых усилий. Но договариваться надо, и это в известном смысле примета времени. Принципиально важно, что приостановлена реализация ранее озвученных угроз, таких как введение Штатами 100-процентных ввозных тарифов.
-Но ведь какие-то не проясненные до конца моменты остались. Например, в вопросе контроля Пекином экспорта стратегически важных РЗМ (и сплавов на их основе), который тот резко ужесточил в октябре. Эта мера может быть ослаблена?
-Никаких деталей Китай пока не озвучил, можно только принимать на веру слова обоих лидеров о том, что договоренность достигнута: мы вам полупроводники, а вы нам - редкоземельные металлы. Суть сделки принципиально в этом. А дальше – разного рода «довески» в виде перспектив наращивания американских инвестиций в экономику Китая, усиление контроля за производством фентанила в КНР. Важно также, что раньше все сделки между Вашингтоном и Пекином подписывались сроком на три месяца, а сейчас речь идет о годе. Видимо, в ближайшие дни подпишут. Показательно еще и то, что Китай накануне переговоров закупил в США 180 тысяч тонн соевых бобов, с поставкой в декабре-январе.
-Можно ли на фоне всего этого говорить о каких-либо последствиях для России, глобальных или локальных?
-Ну, по Украине ничего не понятно: на данный момент США и Китай договорились лишь о том, чтобы «вместе поработать над урегулированием». Что касается ситуации с российской нефтью... По ряду сигналов из Пекина, им рассматривается вопрос об увеличении закупок энергоресурсов в США. Судя по всему, американцы сказали своим китайским визави: хотите продолжать покупать нефть у России, так покупайте. Но только тогда и у нас тоже. От жесткого диктата мы отказываемся. И это некий сигнал, снижающий риски тотального блэкаута в отношении российского сырья.
В целом же, американо-китайский конфликт не завершен. Очевидно, что обе стороны обречены постоянно в него скатываться, пока не будут определены новые правила мировой торговли. А издержки по выходу из этого конфликта, по выравниванию текущих поставок, расширению экспорта в другие страны (чтобы заместить потери на американском рынке), достаточно обременительны. Китайцы это хорошо понимают. В октябре промышленный индекс PMI снизился у них до отметки 49, с сентябрьского значения 49,8.