Минфин США разрешил операции с немецкими дочерними предприятиями «Роснефти» до апреля

Минфин США разрешил операции с «дочками» «Роснефти» в ФРГ до апреля 2026 года. Об этом сказано в лицензии, выданной ведомством.

Минфин США разрешил операции с немецкими дочерними предприятиями «Роснефти» до апреля
© BFM.RU

США ввели санкции против «Роснефти» неделю назад, 22 октября, под ограничения попали «Лукойл» и дочерние компании обеих компаний. Вашингтон дал месяц на сворачивание операций с попавшими под санкции компаниями. Сразу вслед за этим власти Германии решили добиться вывода немецких «дочек» «Роснефти» из-под ограничений.

В 2022 году власти Германии лишили «Роснефть» контроля над немецкими дочерними предприятиями Rosneft Deutschland и RN Refining & Marketing и перевели их под внешнее доверительное управление Федерального агентства по сетям. Право собственности сохранилось за «Роснефтью». Российская компания называла передачу активов экспроприацией и подала в суд, однако ее иск был отклонен судом Лейпцига. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Для «Роснефти» это имеет не такое большое значение. Получилось, что американцы, вводя санкции против «Роснефти», автоматом вводят санкции, как обычно, в отношении всех дочерних структур, где у подсанкционного лица более 50%. И они не учли тот момент, что Германия еще в 2022 году арестовала активы «Роснефти», но при этом оставила право собственности «Роснефти». То есть они хотели выглядеть, наверное, хорошо, поэтому контроль де-факто забрали, «Роснефть» не получает деньги от работы этих активов, с перерабатывающих предприятий в Германии, долей в которых она и владела через Rosneft Deutschland. И теперь немецкие власти просигнализировали американскому санкционному регулятору, что вообще-то они получили давно уже контроль над этим предприятием, просто право собственности у «Роснефти», поэтому дайте генеральную лицензию, чтобы эти НПЗ смогли в дальнейшем нормально функционировать. Потому что получалось, что с 21 ноября с ними никакие экономические контакты не разрешены были бы и они не смогли бы получать нефть, соответственно, не смогли бы перерабатывать, и на топливном рынке Германии начался бы кризис, был бы дефицит. Поэтому здесь два сценария: за этот период устранения санкций немцы вынудят «Роснефть» продать эти активы, «Роснефть» раньше и не инициировала какую-то продажу, не обращалась с этой просьбой к немцам и так далее, и, скорее всего, Германия может пойти на национализацию и выплату некоей компенсации. Ранее немцы даже этого не делали, чтобы их не обвиняли в том, что они, по сути, украли эти активы, никакие выплаты не шли, просто сохраняли право собственности за «Роснефтью». А так они могут выделить некие деньги, заморозить их на европейском счете, и в итоге «Роснефти» вообще ничего не достанется, этот сценарий тоже возможен. Либо американцы постоянно будут продлевать эту генеральную лицензию на полгода, потом еще на полгода, и все сохранится в виде статус-кво — то есть «Роснефть» формально будет владеть этими активами, но на самом деле управлять ими и забирать все деньги будут власти Германии. И так можно жить годами, американцы такую практику тоже применяют, когда вообще ничего не делают, просто постоянно выдают генеральные лицензии».

На Rosneft Deutschland приходится около 12% мощностей по переработке нефти в ФРГ. У компании есть доли в трех крупных немецких НПЗ.