Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Дональд Трамп хочет продать Си Цзиньпину больше соевых бобов и купить TikTok. Комментарий Георгия Бовта

На торговых переговорах между США и Китаем участники заявили, что пришли к согласию по ряду спорных вопросов, что позволит президенту Трампу и председателю КНР Си Цзиньпину одобрить торговую сделку в ходе их встречи 30 октября на саммите АТЭС. Представители Китая объявили о договоренностях по вопросам экспортного контроля, поставок фентанила и сбора за морские перевозки, а министр финансов США Бeссент отметил, что угроза Трампа ввести пошлины в 100% на китайские товары «фактически снята с повестки дня». Глава Минфина США рассчитывает, что Китай совершит «значительные» закупки соевых бобов, а также предложит отсрочку введения жесткого контроля за поставками редкоземельных металлов. Он добавил при этом, что США не изменят свой экспортный контроль в отношении Китая. Трамп и Си Цзиньпин также могут окончательно урегулировать разногласия по поводу продажи TikTok. Будет ли сделка?

Торговая война между США и Китаем может быть отложена. Обе стороны повысили ставки до запредельного уровня с тем, чтобы потом торжественно объявить о собственном успехе после отмены анонсированных мер, в реализуемость которых все равно мало кто верил. Но теперь в мировой дипломатии мода такая — пугать друг друга. Так, Трамп пригрозил 157-процентными в сумме пошлинами, которые могли обрушить американо-китайскую торговлю на сотни миллиардов долларов. Китай, пользуясь почти монопольным положением в поставках редкоземельных металлов, критически необходимых для производства всякой электроники, резко ужесточил экспортный контроль за ними, дав понять, что может удушить любое такое производство. Показательной порке подверглись европейцы. После того как правительство Нидерландов взяло под контроль расположенный в стране завод — производитель чипов Nexperia, принадлежащий китайской Wingtech, китайцы прекратили поставки чипов, в результате чего оказались на грани остановки заводы Volkswagen в Европе, от них зависящие. Или когда на введение американцами портовых сборов с китайских судов китайцы ответили в отношении судов с американскими грузами, то Вашингтон придумал уже асимметричный ответ, предложив запретить китайским авиакомпаниям, направляющимся в США, пролетать над Россией. Раз уж всем западным компаниям запрещено. Мол, это конкурентное преимущество.

Теперь большинство этих реализованных и нереализованных угроз будет, может быть, обнулено. Правда, по взаимной отмене сборов с торговых судов договоренности пока нет. Вводя высокие портовые сборы для судов, построенных в Китае или принадлежащих китайским компаниям, Трамп заявлял, что так он хочет возродить величие американского торгового флота. Других методов он не знает. Хотя проблема уже слишком сильно запущенна: ведь американского торгового флота, по сути, не существует.

Трампу методами жесткого тарифного давления удалось уже в ходе нынешнего визита в Юго-Восточную Азию утвердить сделки по торговле и добыче полезных ископаемых с Малайзией и Камбоджей и подписать рамочные соглашения с Таиландом и Вьетнамом. Все они обязались предоставить преференциальный доступ на рынки для американских товаров и увеличить закупки американской сельхозпродукции, энергоносителей и самолетов.

Китайцы, в свою очередь, пошли навстречу давней озабоченности Америки по поводу фентанила, число смертей от передозировки которого в США выросло с 70 тысяч человек в 2021 году до более чем 100 тысяч в 2023-м. Весной Трамп ввел отдельную 20-процентную пошлину на китайский импорт для давления на Пекин с целью остановить поток прекурсоров, используемых для производства этого наркотика. Также США рассчитывают добиться от Китая возобновления импорта американской сои. Вопрос нешуточный. От сбыта этой продукции зависят сельскохозяйственные штаты Америки. Которые все как один — «красные», то есть голосуют за республиканцев. Когда в марте Китай ввел в ответ на тарифную войну Трампа пошлины на американскую сельхозпродукцию, то фактически захлопнул дверь для американской сои еще до начала сбора урожая. Переключившись на импорт из Бразилии и Аргентины. Тогда как в прошлом году КНР закупила американских соевых бобов на 13 млрд долларов, что составило пятую часть всего их урожая.

Вашингтон рассчитывает и на то, что Пекин пойдет на отсрочку по всеобъемлющему контролю за редкоземельными металлами. Как минимум на год. Снятие Китаем ограничений на редкоземельные металлы было вообще одной из главных целей этих переговоров.

Встреча Трампа с Си Цзиньпином 30 октября станет их первой личной встречей после возвращения Трампа в Белый дом. По словам Трампа, он хочет обсудить еще и некий «глобальный мирный план», в том числе заручиться поддержкой китайского лидера в урегулировании конфликта на Украине.

Ранее он упоминал, что хотел бы добиться сокращения импорта российской нефти Китаем. Некоторые китайские компании действительно сейчас взяли паузу в заключении новых контрактов после введения санкций США против «Роснефти» и «Лукойла». Однако маловероятно, что именно этот вопрос Трамп сделает центральным на фоне других накопившихся двусторонних проблем. Также маловероятно, что Пекин пойдет на серьезные уступки в этом вопросе, выдавая свою уязвимость к американскому давлению. Более вероятно, что он выберет путь более мягкий и просто не станет слишком дерзко и открыто нарушать американские санкции, добиваясь новых преференций от Москвы. К тому же пример американо-китайских отношений наглядно демонстрирует, что в условиях столь масштабной взаимозависимости — а в прошлом году взаимный товарооборот составил 582 млрд долларов при дефиците у США в 439 млрд — каждая сторона может найти уязвимые точки у другой и там «поковыряться». Но при этом у каждой стороны есть и за что торговаться, избегая «игры с нулевой суммой» и идя на взаимные компромиссы.