Бывший директор ФБР Джеймс Коми официально обратился к федеральному судье с просьбой отклонить выдвинутые против него уголовные обвинения, утверждая, что он якобы стал жертвой избирательного преследования и что прокурор США, выдвинувший обвинения, был назначен незаконно.
“Запись в том виде, в каком она существует в настоящее время, показывает четкую причинно-следственную связь между враждебностью президента Трампа и судебным преследованием мистера Коми”, – написали адвокаты Коми в своем запросе о прекращении дела, назвав публикацию Truth в социальной сети от 20 сентября, в которой он пренебрежительно отзывался о Коми и призывал к его судебному преследованию, “неопровержимым доказательством”. Они продолжили: “Неоднократные публичные заявления и действия президента Трампа не оставляют сомнений в подлинной враждебности правительства к мистеру Коми”.
Адвокаты Коми в понедельник приложили к своему делу материалы, в которых содержатся десятки публичных заявлений Трампа с критикой Коми.
Как напоминает The Guardian, 25 сентября Коми было предъявлено обвинение по одному пункту в даче ложных показаний и по одному пункту – в препятствовании процессуальным действиям в Конгрессе. Обвинения связаны с показаниями Коми перед Конгрессом в сентябре 2020 года и с утверждением Коми, что он никогда не разрешал никому в ФБР сливать информацию. Точные детали преступления не были обнародованы, и он решительно отрицал свою вину.
Против Коми были выдвинуты обвинения, несмотря на то, что профессиональные прокуроры Министерства юстиции определили, что обвинения не были обоснованными, отмечает The Guardian. В сентябре Трамп уволил Эрика Сиберта, прокурора Восточного округа Вирджинии, и назначил Линдси Халлиган, помощника Белого дома. Обвинения в отношении Коми были выдвинуты несколько дней спустя.
“В обычном случае решение прокурора о предъявлении обвинения предположительно законно и находится в пределах ее широкого усмотрения. Это необычное дело, – написали адвокаты Коми. – Здесь прямые доказательства указывают на то, что президент питает искреннюю неприязнь к мистеру Коми, в том числе из-за того, что речь мистера Коми защищена, что он назначил своего личного адвоката в качестве "конька для преследования", чтобы выполнять его приказы; и что затем она привлекла к ответственности мистера Коми – за несколько дней до истечения срока давности, с ошибочным обвинительным заключением, – чтобы выполнить волю президента”.
В заявлении, поданном Коми в понедельник, говорится, что тот факт, что профессиональные прокуроры не верили в наличие достаточных доказательств для возбуждения дела, подтверждает довод о том, что он будто бы подвергся избирательному преследованию. Его адвокаты также утверждают, что в обвинительном заключении неверно охарактеризован вопрос, который был задан Коми и на который, по словам прокуроров, был дан ответ, который, по их мнению, был ложью и лег в основу его преступного ложного заявления.
Согласно обвинительному заключению, Коми сказал американскому сенатору, что он “не ”уполномочивал кого-либо еще в ФБР быть анонимным источником в новостных сообщениях“ относительно расследования ФБР в отношении Лица №1”. Адвокаты Коми написали в своем заявлении в понедельник, что "Лицом №1" была Хиллари Клинтон.
Обвинение связано с вопросом сенатора от штата Техас Теда Круза. Во время слушаний в 2020 году Круз отметил, что в своих показаниях в Конгрессе в 2017 году Коми отрицал, что “когда-либо разрешал кому-либо еще в ФБР быть анонимным источником в новостных сообщениях о расследовании Трампа или администрации Клинтона”. Далее Круз отметил, что Эндрю Маккейб, бывший заместитель директора ФБР, заявил, что Коми уполномочил его на утечку информации в The Wall Street Journal.
В ответ Коми заявил, что он придерживается своих предыдущих показаний. Адвокаты Коми утверждали в понедельник, что обвинительное заключение было ошибочным, поскольку вопрос Круза был сосредоточен на Маккейбе, но правительство сообщило им, что человек, которого Коми, как утверждается, уполномочил на утечку информации в СМИ, – это Дэниел Ричман, друг Коми и профессор Колумбийского университета.
“В обвинительном заключении опущены слова сенатора Круза, которые явно сужают фокус его вопросов до мистера Маккейба и вводят в заблуждение, подразумевая, что допрос касался мистера Ричмана. Фактически, в беседе мистера Коми с сенатором Крузом в сентябре 2020 года не было никаких упоминаний о мистере Ричмане, который в конечном итоге фигурирует в обвинительном заключении”, – написали они. Они также отмечают, что Круз спрашивал об “администрации Клинтона”, а не о “Хиллари Клинтон”.
Профессиональные прокуроры допросили Ричмана в рамках своего расследования в отношении Коми и пришли к выводу, что он не помог в возбуждении дела, сообщает New York Times. Джон Дарем, специальный прокурор, назначенный для расследования расследования ФБР о так называемом "вмешательстве России", также сообщил следователям, что он не нашел доказательств, подтверждающих обвинения против Коми.
Адвокаты Коми также утверждали в понедельник, что дело должно быть закрыто. “Соединенные Штаты не могут выдвигать обвинения, поддерживать и осуществлять судебное преследование по делу через должностное лицо, которое не имеет права осуществлять государственную власть”, – писали они.