Правительство Аргентины загоняет страну в очередной долговой цикл

Новости о неожиданном решении администрации Дональда Трампа выделить потенциально до 40 миллиардов долларов на спасение аргентинской экономики вызвали небывалый ажиотаж. И дело здесь не только в гигантской сумме и беспрецедентности самого поступка со стороны Белого дома, но и в том, как это было обставлено и к каким последствиям это может привести.

Правительство Аргентины загоняет страну в очередной долговой цикл
© Российская Газета

Президент Хавьер Милей на прошлой неделе лично побывал в Вашингтоне на непродолжительной аудиенции, чтобы заключить обозначенную сделку, детали которой, кстати, не сообщаются местной общественности под предлогом "конфиденциальности". Экстренный спасательный круг, брошенный Трампом, необходим либертарианцу как воздух на фоне снижения его популярности из-за серии коррупционных скандалов в его ближайшем окружении и ухудшающейся ситуации в экономике страны накануне парламентских выборов, запланированных на 26 октября.

Встреча в Вашингтоне, несмотря на кажущуюся внешнюю дружбу двух лидеров, в действительности проявила, кто есть кто в этих отношениях. "Это не такая уж и большая страна. Для нас это не будет иметь большого значения", - заявил республиканец, размышляя о том, сработает ли идея финансовой помощи, и сам допустил, что этот план может провалиться. Глава Белого дома, не стесняясь в выражениях, впрочем, довольно типичных для американских президентов, когда они обращаются к делам своего "заднего двора", прямо указал на то, что дальнейшая поддержка США Аргентине будет зависеть от исхода выборов. Без купюр и даже минимальной попытки скрыть свои истинные мотивы Трамп, по сути, поставил условие независимому, по крайней мере формально, государству следовать в конкретном политическом русле. Спустя несколько дней в одном из интервью Милей фактически признал это. "Мы - беспрекословный союзник США", - заявил либертарианец в эфире телеканала A24.

Интересно, что незадолго до начала мероприятия в Белом доме администрация Трампа отменила проведение переговоров двух лидеров и в итоге Милею, по сути, позволили поприсутствовать на обеде, который по факту превратился в пресс-конференцию республиканца. В процессе американский президент и его окружение сделали ряд высказываний о политике Аргентины и предстоящих выборах, которые нельзя расценить иначе как вмешательством во внутренние дела страны. "Вы победите на выборах. Мы поддержим вас сегодня, полностью поддержим. <...> Если он проиграет, мы не будем столь щедры к Аргентине. Если он проиграет, мы уйдем", - заверил Трамп. Местная пресса обратила также внимание на невысокий уровень дипломатического протокола и то, что Милею, по сути, не дали сказать ни слова, и все было обставлено так, чтобы четко продемонстрировать, кто правит балом в этих отношениях.

На сегодняшний день за два года правления Милей добился бюджетного профицита и провел множество радикальных реформ. Но вопреки собственным идеологическим установкам он сохранил государственное управление над валютным рынком. Это было необходимо, чтобы за счет искусственного поддержания дешевого доллара ускорить снижение инфляции. Инфляцию удалось замедлить, и это стало главным фактором укрепления популярности Милея. Но эта тактика в итоге привела его в ловушку, из которой он сейчас пытается выбраться. Основное топливо для удержания курса - государственные долларовые резервы иссякли преждевременно. И теперь вместо Центрального банка Аргентины местную валюту по указанию из США скупают американские банки, в частности Morgan Stanley и J.P. Morgan.

Каков будет окончательный результат выборов, еще предстоит узнать, но поездка Милея в США и "поддержка" Трампа уже были неоднозначно восприняты местным населением. Результаты последних опросов общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство респондентов отвергло соглашение Вашингтоном прямой помощи - 58% выступили против, а 37% одобрили. Интересно, что, отвечая на вопрос о ситуации в экономике, те же 37% заявили о том, что воспринимают происходящее в стране положительно, в то время как 38% оценили ее как плохую или очень плохую. Более того, рассуждая о дальнейших перспективах страны, более 60% заявили о том, что видят лишь негатив.