Президент Франции Эммануэль Макрон после внезапной отставки премьер-министра Пятой республики Себастьена Лекорню всё больше теряет возможности манёвра. Очередной уход со своего поста главы правительства – уже четвёртая отставка более чем за год. Такие политические потрясения ставят французского лидера в затруднительное положение.
Ни один из вариантов сейчас не выглядит привлекательным для Макрона, по крайней мере, с его точки зрения. А для Франции предстоящий путь сулит усиление политической неопределённости, которая подрывает доверие инвесторов ко второй по величине экономике Европейского союза и сводит на нет усилия по обузданию разрушительного государственного дефицита и долгов Франции.
Как пишет Associated Press, когда премьер-министр Себастьен Лекорню подал в отставку в понедельник утром, он выбил почву из-под ног нового кабинета министров, который он назначил менее чем за 14 часов до этого, в воскресенье вечером. Крах правительства, созданного по принципу «моргнул – и промахнулся», когда министры были уволены, не успев даже освоиться, выглядел нелепо для Макрона и граничил с фарсом для его критиков.
Это усилило впечатление, что Макрон, который в 2017 году назвал себя «хозяином часов», полностью контролирующим ситуацию и впервые победившим на выборах президента Франции, больше не контролирует в полной мере политическую повестку дня Пятой республики и что его авторитет слабеет.
Одна из верных сторонниц Макрона, только что переназначенная, но уже уходящая министр экологии Аньес Панье-Рунаше, уловила общие настроения, написав: «Как и многие из вас, я в отчаянии от этого цирка».
Более разрушительными для Макрона стали причины, по которым Лекорню впоследствии подал в отставку. Он выступил с речью на крыльце отеля «Матиньон» – офиса премьер-министра Франции XVIII века, который, если так пойдет и дальше, вскоре может потребовать установки вращающейся двери.
39-летний Лекорню объяснил, что задача, которую Макрон поручил ему менее месяца назад, после того как предыдущий премьер-министр был отстранён от должности голосованием Национальной ассамблеи, оказалась невыполнимой.
Лекорню заявил, что три недели переговоров с политическими партиями всего политического спектра, профсоюзами и лидерами бизнеса не смогли достичь консенсуса по главному внутреннему приоритету Франции: согласованию бюджета на следующий год.
Назначенные Макроном в 2024 году внеочередные парламентские выборы дали обратный эффект, приведя к подвешенному парламенту. Законодатели, по сути, разделились на три основных блока – левых, центристов и крайне правых, – и ни у кого из них нет достаточного количества мест, чтобы сформировать правительство в одиночку.
Во Франции, в отличие от Германии, Нидерландов и некоторых других стран Европы, нет традиции совместного управления политическими коалициями.
Несмотря на свои острые идеологические разногласия, они тем не менее неоднократно объединялись против премьер-министров президента и их правительств меньшинства, свергая их одного за другим, и теперь, по-видимому, убеждали Лекорню, что он будет следующим, если сразу не уйдёт в отставку.
Левые прилагали усилия, чтобы свергнуть новое правительство Лекорню уже на этой неделе, а крайне правые дали понять, что они тоже могут проголосовать против него.
Теперь любой преемник, который будет выбран Макроном, окажется в столь же шатком положении. В понедельник вечером Макрон дал Лекорню ещё 48 часов на поиски выхода из тупика, выиграв себе немного больше времени.
Но ничего он не выиграет, судя по всему. Неприемлемой альтернативой для Макрона стал бы повторный роспуск парламента и, в частности, уступка давлению со стороны крайне правых, требующая проведения ещё одного внепланового цикла выборов в законодательные органы.
Макрон ранее исключил возможность своей отставки, пообещав довести свой второй и последний президентский срок до конца в 2027 году. Однако новые выборы в Национальное собрание будут сопряжены с риском для французского лидера.
Крайне правая партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен может одержать победу, чего Макрон давно стремился избежать. В таком случае Макрону придётся делить власть до конца своего президентского срока с крайне правым премьер-министром.
Непопулярность Макрона может также нанести сокрушительное поражение его центристскому лагерю, что даст ему ещё меньше влияния в парламенте, чем сейчас, и, возможно, ему придётся заключать сделки и делить власть с более сильной коалицией левых партий.
Или Францию может ожидать то же самое: политический тупик и беспорядки, которые ослабят Макрона дома, но не свяжут ему руки на мировой арене.