В Сирии среди 210 депутатов в новом парламенте избрались только шесть женщин
Официальный представитель Высшей избирательной комиссии (ВИК) Сирийской Арабской Республики Мохамед Тах Ахмед в ходе пресс-конференции в Дамаске назвал крайне низкое представительство женщин в Народном совете (парламенте) по итогам прошедших 5 октября парламентских выборов. Гендерный дисбаланс и этническое неравенство, по его словам, оказались ключевыми недостатками прошедшего голосования.
Глава ВИК Сирии указал на непропорциональное разделение мандатов среди широко представленных в стране групп граждан.
"Среди основных недостатков избирательного процесса - неудовлетворительные результаты представительства сирийских женщин, а также лишь два места для христиан, что является слабым показателем по сравнению с их численностью в Сирии", - цитирует Ахмеда государственное агентство SANA.
Согласно обнародованным данным, среди 210 депутатов в новом парламенте только шесть женщин. Это, по мнению Ахмеда, подчеркивает глубокий гендерный дисбаланс. Всего 14% из 1578 кандидатов составляли женщины, при этом выборы проходили без партий, так как все политические силы в стране были распущены, а квоты для женщин или меньшинств не вводились. Около 6 тысяч выборщиков избрали 140 парламентариев, а 210 мандатов распределились по провинциям: 32 - Алеппо, 10 - Дамаску, 12 - провинции Дамаск, по 12 - Хомсу и Хаме, 10 - Эль-Хасаке, 7 - Латакии, 5 - Тартусу, 10 - Дейр-эз-Зору, по 6 - Ракке и Дераа, 12 - Идлибу, по 3 - Сувейде и Кунейтре.
Подсчет голосов завершился к вечеру 6 октября, после чего начался прием апелляций. Власти заявили в соцсетях, что среди избранных нет сторонников режима Башара Асада, угрожая исключением за связи с прежней администрацией. В Латакии, где доминируют шииты-алавиты, победу одержали суннитские кандидаты, что усилило опасения роста исламизации.
Текущий механизм выборов, где президент Ахмед аш-Шараа назначает треть депутатов, позволяя ему блокировать инициативы без двух третей голосов, и отсутствие голосования в Эс-Сувейде, Хасаке и Ракке из-за проблем безопасности, где проживают друзы и курды, требующие автономии, оставили 19 мандатов вакантными.
Мизерное представительство женщин и исключение оппозиционных регионов отражают переломный момент для Сирии, оказавшейся на распутье между шагами к демократии и риском усиления исламизации. Подобно Ираку после 2003 года, где низкое участие женщин в парламенте (около 10% в первых выборах) сопровождалось ростом религиозного влияния, Сирия сталкивается с угрозой сужения светских свобод.
Победа суннитов в Латакии и отсутствие квот для женщин и меньшинств усиливают опасения, что страна может скатиться к большей религиозной поляризации, как в Йемене, где гендерное неравенство и клановые конфликты тормозили демократизацию. Без реформ, обеспечивающих равное представительство, Сирия рискует повторить путь стран, где формальные выборы лишь маскируют авторитарные тенденции, углубляя социальный раскол.