Станет ли частная собственность в Кыргызстане неприкосновенной? Законодатели КР пытаются завершить затянувшийся период первоначального накопления капитала. В парламенте республики приступили к рассмотрению знакового документа - проекта о легализации объектов, приватизированных начиная с 1991 года.
Нувориши?
Вплоть до распада СССР республика, как и остальные ее сестры по Советскому Союзу, имела крайне расплывчатое представление о свободном рынке, предпринимательстве, частной собственности и расслоении населения. Заводы, фабрики, социальные и жилые объекты считались государственной собственностью. И, конечно же, именно они и стали той самой базой, на которой пустил свои ростки бизнес, что бы под ним в ту пору не подразумевалось.
Приватизационная кампания в Кыргызстане, как и в других постсоветских странах, вызывала в свое время много критики и вопросов. Причиной стало резкое социальное расслоение. А поскольку сократить разрыв между разными группами в обществе так и не удалось, критика озвучивается и поныне. В том числе - с парламентской трибуны. Новую ее волну и поднял тот самый законопроект.
- Все это богатство - колхозы, совхозы, библиотеки, детские сады, автовокзалы и другие объекты - было накоплено государством за семьдесят лет советского периода, - заявила депутат Надира Нарматова. - Приватизация разрушила национальную экономику, тогда как те, кто стал владеть этими объектами, разбогатели так, что средств хватит до седьмого колена. А теперь вдруг появился законопроект в их защиту...
С Надирой Нарматовой согласна ее коллега по законодательной палате Айсара Абдибаева. По ее словам, среди богатейших граждан Кыргызстана можно встретить людей, которые разбогатели благодаря предпринимательскому таланту, но таковых мало. Остальные накопили огромные средства, воспользовавшись приватизацией.
- Честно говоря, граждане, присвоившие в свое время имущество народа и государства, стали мультимиллионерами, хотя их стоило бы назвать иначе - ворами, - подчеркнула она.
По мнению другого парламентария - Эльвиры Сурабалдиевой, если итоги приватизации и нуждаются в оценке, то в иной. Она призвала не относить к предпринимателям тех, кто в свое время обогатился на захвате государственных объектов, и призвать к ответу причастных к кампании по передаче госимущества в частную собственность.
- Должна же быть справедливость, - отметила она. - Поэтому нужно привлечь к ответственности тех, кто разрешил приватизацию гособъектов в 1990-х годах, даже если им на сегодня по 80-90 лет.
Бизнесмены!
Инициатор законопроекта, депутат Эльдар Абакиров, в свою очередь, утверждает, что критики плохо поняли суть документа. С начала приватизационной кампании, как бы ее не критиковали, прошло более сорока лет. Вопрос, так сказать, давно назрел. Посему как бы к этой проблеме не относились противники передачи гособъектов в частную собственность, перевернуть страницу необходимо для всеобщего же блага. Или, если точнее, улучшения делового климата.
- Я предлагаю легализовать объекты, переданные в частную собственность в рамках прозрачных приватизационных процедур, - подчеркнул он. - Речь идет о случаях, когда добросовестный покупатель за свои честно заработанные деньги приобрел объект и получил все необходимые правоудостоверяющие документы, выданные уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики. Их (документов - Прим. Ред.) наличие должно быть неопровержимым основанием для признания права собственности. Для чего это нужно? Чтобы в будущем никакие государственные органы не были вправе посягать на такие объекты. А любые попытки пересмотра прав собственности признавались уже незаконными и влекли за собой ответственность.
Логика разработчика законопроекта вполне понятна. В пользу его инициативы говорит и тот факт, что она призвана остановить отток капитала, который в свое время был спровоцирован так называемой политической нестабильностью. В Кыргызстане она нередко принимала искаженные формы, сопровождаясь банальным отъемом собственности у граждан, связанных или подозреваемых в связях с прежними властями. Поэтому вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие проектов в родной стране, многие местные нувориши предпочитали выводить средства за границу.
- Право частной собственности - незыблемый принцип рыночной экономики, - заверяет Эльдар Абакиров. - Однако на данный момент в стране сложилась кризисная ситуация в сфере защиты частной собственности. Судебные разбирательства по приватизированным объектам ведутся годами, создавая правовую неопределенность. Владельцы не уверены в неприкосновенности своей собственности, так как не обладают полной информацией о приватизационных процессах 1990-2000-х годов. В отдельных случаях представители государственных органов предпринимают незаконные попытки изъять частную собственность.
Апеллирует инициатор законопроекта и к тому, что большая часть нынешних владельцев приватизированных объектов относится к возрастной категории 30-40 лет. В 1990-х годах они еще были школьниками и не принимали участия в принятии решений о распределении госсобственности, а приобрели такие объекты позже - на открытом рынке и в ином статусе. "Тем не менее, именно эти граждане сегодня сталкиваются с правовой неопределенностью и рисками, связанными с возможным пересмотром приватизационных сделок", - отмечает депутат. И добавляет, что легализация итогов скандальной кампании 1990-х не затронет объекты социального и культурного значения.
Профильный комитет парламента, в целом, разделяет точку зрения законодателя. Но...
Силовики...
В правительстве Кыргызстана полагают, что к признанию итогов приватизации нужно относиться аккуратно и тщательно взвешивать все шаги. И уж тем более не допустить, чтобы так называемая амнистия бывшего госимущества включала в себя детсады, школы, объекты культуры, инженерную инфраструктуру. Осторожность эта связана с тем, что в Кыргызстане в последние несколько лет ведется масштабная кампания против бывших чиновников, так или иначе причастных к той самой приватизации. Причем, основной ее движущей силой выступает руководство страны, которое опирается на спецслужбы. Последние - Госкомитет нацбезопасности (ГКНБ) - возглавляет ближайший соратник президента КР Камчыбек Ташиев.
ГКНБ Кыргызстана тем временем практически каждую неделю сообщает о выявлении новых фактов незаконного захвата государственной или муниципальной собственности, которому способствовали чиновники на местах или выше. Некоторые из объектов возвращаются в распоряжение правительства, мэрий или сельских управ. Другие - становятся предметом долгих судебных разбирательств. Среди фигурантов таких дел - бывшие министры и сотрудники ведомств рангом пониже, представители силовых и муниципальных структур, различных государственных организаций.
На это немаловажное обстоятельство обращают внимание и в парламенте. "Это чистейший саботаж государственной политики, - убеждена депутат Надира Нарматова. - Руководство страны возвращает все незаконно приватизированные объекты государству, а предложенный законопроект может позволить передать это имущество обратно тем же людям".
Будет ли найдено компромиссное решение, выяснится в ближайшее время.
Мнение
Темир Сариев, глава Торгово-промышленной палаты КР:
- Когда речь идет о соцобъектах - детсадах, школах, культурных учреждениях, - возврат их государству для использования по целевому назначению понять можно. Особенно если они были приватизированы с нарушениями или через коррупционные схемы. Но с коммерческими объектами, заводами и фабриками ситуация все же иная. В большинстве случаев это была справедливая приватизация. Возможно, какие-то объекты приобретались для перепродажи, но в целом многие новые владельцы были добросовестными инвесторами. И если мы объявим амнистию по приватизации, то сможем довести ВВП до 1,7 триллиона сомов в текущем году и обеспечить 10-12 процентов роста в последующем.