Что будет с Молдавией после парламентских выборов
В Молдавии прошли парламентские выборы, теперь победившая партия сформирует не только большинство в парламенте, но и состав правительства. Хотя внутри Молдавии победили оппозиционные силы, за счет голосования за рубежом пропрезидентская партия «Действие и солидарность» сумела обогнать коалицию оппонентов, набрав, по предварительным данным, 49,71 процента против 44,38. Как итоги выборов скажутся на политике Кишинева и стоит ли ждать обострения антироссийских действий со стороны молдавских властей, «Парламентской газете» ответил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.
— Константин Иосифович, как оцениваете итоги парламентских выборов в Молдавии?
— То, что мы наблюдали, совершенно точно не приходится называть выборами в прямом смысле этого слова. Там был жестко задействован административный ресурс со стороны действующей власти, было прямое давление на оппозицию вплоть до уголовного преследования и снятия с выборов как отдельных кандидатов, так и целых партийных списков.
Кроме того, весь мир видел, как голосование организовывалось за рубежом. В России, где находятся сотни тысяч граждан Молдавии с правом голоса, официальный Кишинев открыл два участка, в Италии, где имеющих право голосовать на выборах в Молдавии в два раза меньше, — 72 участка. Это в итоге и привело к тому, то власть буквально выломала руки обществу и обеспечила для себя хоть и минимальный, но победный результат.
— Какие перспективы у Молдавии при власти команды Санду?
— Для страны это очередной срок упущенных возможностей, потерянного времени и дальнейшего отставания от глобальных тенденций современного развития будь то в экономике, политике или в гуманитарной сфере. Молдова обречена в ближайшее время оставаться периферией так называемой объединенной Европы вместо того, чтобы обеспечить себе возможности для самодостаточного и действительного свободного развития в интересах своего населения.
К слову, с большим интересом буду наблюдать за тем, как будет корежить европейские институты оценки демократических выборов, которым предстоит молдавские выборы сертифицировать. Это невозможно сделать, если быть хотя бы минимально объективными. И мне даже интересно посмотреть, как они будут выкручиваться из всего этого.
— Можно ли ожидать усиления антироссийской политики Кишинева?
— Партия Санду победила исключительно в силу поддержки ЕС и НАТО. И, вне всякого сомнения, эта поддержка оказана в целях превращения Молдовы во вторую «анти-Россию» по примеру Украины. На мой взгляд, эти попытки будут только нарастать.
И в данной ситуации госпожа Санду и ее партия не более чем инструмент в руках тех, кто реализует антироссийскую политику в Европе и на глобальном уровне. Судя по всему, они этот инструмент для себя сохранили.
В любом случае будем наблюдать за развитием событий в Молдавии — мы не увидели еще реакции общества на итоги голосования (внутри страны наблюдатели уже заявляют о большом количестве нарушений на участках для голосования, а лидер партии социалистов, экс-президент Игорь Додон пообещал устроить массовый мирный протест оппозиции. — Прим. ред.). Но оснований для пессимизма в плане того, усилит ли Кишинев антироссийскую политику, у меня лично намного больше, чем для обратного.