«Две ноты в одном аккорде»: визит Трампа обнажил диссонанс за королевским фасадом

Второй государственный визит Дональда Трампа в Великобританию был обставлен со всей возможной пышностью, дабы подчеркнуть силу «особых отношений». Однако, по мнению западных аналитиков, за церемониями и речами о гармонии скрывался явный диссонанс, обнаживший глубокие трансформации в политике обеих стран и их роли в мире.

«Две ноты в одном аккорде»: визит Трампа обнажил диссонанс за королевским фасадом
© Московский Комсомолец

© AP

Необычной особенностью второго государственного визита Дональда Трампа в Великобританию стало то, что на глазах у президента и короля Карла III Королевская морская пехота, Колдстримские гвардейцы и королевские военно-воздушные силы «отбили атаку». Это традиционная военная церемония, берущая начало в XVII веке, — своего рода проявление британской «мягкой силы», призванное восхитить президента и укрепить альянс.

«Нельзя не задаться вопросом, ознаменовала ли эта ритуальная оборона на самом деле окончательный отказ США и Великобритании от своей роли защитников международного порядка, основанного на либеральных ценностях, — задались вопросов западные аналитики. — Как иначе примириться с тем фактом, что "популистский" американский президент так явно наслаждался выступлением перед аудиторией, состоящей почти исключительно из представителей элиты монархической системы и технического бизнес-сообщества?»

Беспрецедентная честь совершить второй государственный визит была оказана Трампу, но такова ли она была на самом деле? Американский лидер приехал, когда Палата общин не заседала, что лишило его возможности выступить перед национальным парламентом. По словам западных политологов, это наводит на мысли об упадке республиканских добродетелей в Америке и становлении «имперского президентства», о котором предупреждал еще король Георг III в мюзикле «Гамильтон».

Премьер-министр Кир Стармер, судя по всему, знает, как обращаться с президентом Трампом, понимая, что лесть делает его счастливым. Однако это умение контрастирует с очевидной неспособностью Стармера противостоять политическому отступлению собственного правительства перед идеями «новых правых», вдохновленных трампизмом. Именно это движение, победившее предпочитаемый Стармером прогрессивный интернационализм в 2016 году, продолжает определять повестку. Правительство заявит об успехе визита, указав на инвестиции в размере 150 миллиардов фунтов стерлингов, полученные благодаря сделкам в области технологий. Однако неясно, какую роль сыграло именно государство США или сам визит в обеспечении, а не просто в объявлении этих сделок. Лейбористы по-прежнему неохотно выступают против идей «новых правых», указывая на стоимость «Брекзита» для бюджета, аналогично тому, как в США критикуют дорогостоящий подход к иммиграции.

Этот диссонанс вышел на мировую арену, когда визит совпал с выводом Следственной комиссии ООН о том, что Израиль совершил четыре из пяти актов геноцида. Никто не ожидает, что столь острые разногласия найдут отражение в банкетных речах, но ожидание того, что Трамп проигнорирует просьбы Великобритании оказать давление на Израиль, заставляет многих смотреть на сцены в Виндзоре с горьким привкусом. На пресс-конференции разногласия в политике на Ближнем Востоке проявились открыто, и без поддержки США Великобритания не может рассчитывать на немедленное улучшение гуманитарной ситуации, даже признав Палестину.

На государственном банкете Трамп охарактеризовал США и Великобританию как «две ноты в одном аккорде».

«Возможно, так оно и есть, но, когда слова президента смешиваются с политическим саундтреком за пределами Виндзорского замка, звучит много диссонирующих нот», — поясняют специалисты. По их мнению, более широкий смысл этих противоречивых замечаний заключается в том, что «особые отношения» переосмысливаются как центр нового международного порядка, где конкурируют силовые блоки, а визит «стал символическим прощанием с порядком либеральным».