инструкция по наказанию государств
«Можно ли найти управу на государство, которое отрицает любые обвинения, находясь при этом за широкой спиной большого брата в лице США? Можно. Но с большим трудом. Рассмотрим всю палитру вариантов и возможностей».
Израиль начал наземную операцию в Газе. Параллельно с этим комиссия ООН по расследованию событий на оккупированной палестинской территории признала действия Израиля в Газе геноцидом.
Можно ли найти управу на государство, которое отрицает любые обвинения, находясь при этом за широкой спиной большого брата в лице США?
Можно.
Но с большим трудом.
Рассмотрим всю палитру вариантов и возможностей.
1. Санкции.
На языке международного права санкции — это меры, которые уполномочен вводить только Совет Безопасности ООН. В этом смысле, например, против России действует 0 (прописью — ноль) санкций. Те почти 30 тыс. рестрикций, которые введены против нашей страны США, Евросоюзом, Канадой и Японией, юридически являются не санкциями, а индивидуальными ограничительными мерами.
В данном контексте от санкций ООН Израиль надёжно охраняют США с их правом вето в Совете Безопасности.
Возможно ли введение против Израиля торговых ограничительных мер, как против России? Безусловно. Другой вопрос, почувствует ли Израиль эти экономические удары. Его основные торговые партнёры — США и Евросоюз. За американскую сторону Израиль пока спокоен, а вот Евросоюз собирается ввести торговые ограничения, но сильно скован необходимостью долгих согласительных процедур внутри объединения.
2. Международный суд ООН.
Уполномочен судить государства (в том числе за агрессию и геноцид), а также устанавливать формы ответственности.
Есть только два важных но.
Первое: это довольно долго (из практики — от трёх до 17 (!) лет).
Второе: государство может отказаться реализовывать возложенную на него ответственность.
Дело против Израиля по обвинению в геноциде находится на рассмотрении суда год и восемь месяцев. Иск подала ЮАР, и к нему уже присоединились десятки других государств. Ждём.
3. Международный трибунал.
Вариант, который в случае с Израилем вряд ли сработает. Да, в 1993 году был создан Международный трибунал по бывшей Югославии, а в 1994 году — трибунал по Руанде, однако появление таких структур возможно только через Совет Безопасности ООН, где США опять же надёжно прикрывают израильский правовой тыл.
4. Международный уголовный суд (МУС).
Пытается привлекать к ответственности отдельных политических лидеров, но он существенно ограничен юрисдикцией, связанной с членством государств в Римском статуте 1998 года. Израиль в нём, разумеется, не участвует.
Тем не менее после выдачи судом в 2024 году ордера на арест премьера Израиля Нетаньяху и бывшего министра обороны Галанта им приходится тщательнее продумывать географию своих командировок.
5. Ограничения на участие в крупных международных соревнованиях.
Отдельные политические деятели (например, премьер Испании или бывший европейский функционер Боррель) предлагают запретить Израилю участие в спортивных соревнованиях. Что мешает международным организациям, в том числе Международному олимпийскому комитету, отстранить Израиль? В целом ничего, однако для международных спортивных чиновников это серьёзный шаг, который им придётся долго согласовывать.
6. Общественное осуждение.
Самый доступный способ из всех перечисленных, но, к сожалению, далеко не самый эффективный. К данной группе мер относятся: бойкот Израиля со стороны отдельных торговых марок; многочисленные митинги и демонстрации в разных странах; яркие акции типа выступлений деятелей шоу-бизнеса на премиях и фестивалях; громкие заявления с осуждением израильской политики.
7. Иные последствия.
Важный результат текущей политики Израиля — постепенная смена отношения к Палестине. С 2023 года резко возросло количество стран, официально признающих Палестину государством. Возможно, не за горами и членство Палестины в ООН (все постоянные члены Совета Безопасности уже согласны, дело за США).
Чем большее количество пунктов сработает, тем заметнее будет результат.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.