«Большой брат», которого боятся даже в США. Кто готов дать отпор Нетаньяху — и что это изменит на Ближнем Востоке
Свои интересы – повсюду!
Китай, как известно, открыто ни с кем не воюет. При этом свои интересы у него есть везде и всюду. Однако дипломатический подход и мощная армия (самая многочисленная на планете) делают свое дело. Поднебесная за последние годы добилась немалых успехов в экономике и на международной арене.
Даже Дональд Трамп, мечтающий ослабить позиции Пекина, открыто конфликтовать с этой народной республикой не пытается. Особенно после недавнего саммита стран Шанхайской организации сотрудничества и грандиозного парада, показавшего всю военную силу Китая. По итогам саммита, кстати, было принято решение о строительстве газопровода «Сила Сибири-2» из России через Монголию и далее – в Поднебесную.
«Планы китайцев рассчитаны на десятилетия вперед. Они понимают, что товары, которые идут к ним по морю (в основном через Малаккский пролив), рано или поздно могут не пойти в обе стороны, - в беседе с изданием «Украина.ру» пояснил политолог, экономист и телеведущий Игорь Нагаев. - Движение по Малаккскому проливу можно перекрыть даже с помощью дальнобойной артиллерии, РСЗО и беспилотников. Китай понимает, что у него будет борьба с США за место под солнцем».
Нагаев считает: борьба между КНР и США еще впереди
Только в одной из этих стран возможен высочайший уровень потребления, считает эксперт. Китайцы знают - им в любой момент могут перекрыть важнейшие каналы. Поэтому начали активно прокладывать свой «великий шелковый путь», взяв ориентир на природные богатства своего северного соседа – России. Благодаря тому, что проект «Силы Сибири-2» подписан, российский газ будет «пристроен» в Китай.
Если война неизбежна…
Меж тем многие эксперты в сфере мировой политики предполагают неизбежность новой ирано-израильской войны и блокировки американцами морских транспортных маршрутов под предлогом обострения ситуации вокруг Тайваня. Все это может задеть интересы Поднебесной. А они, как уже было сказано выше, - везде и всюду, в том числе на Ближнем Востоке.
Как напомнил Нагаев, Пекин весьма оперативно сумел наладить поставки оружия в Тегеран, причем и по морю, и по суше. Если раньше наземные поставки шли только через Пакистан, то теперь они могут идти через Туркмению по железной дороге.
Учитывая, что вторая стадия военной конфронтации между Тель-Авивом и Тегераном неизбежна, поскольку для Беньямина Нетаньяху это – последний шанс реализовать проект «Великого Израиля», Пекин к подобному раскладу готов.
История, похоже, так ничему и не научила израильтян...
Иран, как известно, давний и надежный партнёр Китая в ближневосточном регионе. Отношения между странами развиваются с 70-х годов прошлого века, а в последние годы значительно укрепились. Четыре года назад, к примеру, руководство двух государств заключило соглашение о сотрудничестве сроком на 25 лет. Оно предусматривает китайские инвестиции в иранскую экономику на сумму в $ 400 млрд.
В октябре прошлого года лидер КНР Си Цзиньпин на саммите БРИКС в Казани провел личную встречу с президентом Ирана Масудом Пезешкианом, в ходе которой подчеркнул, что Иран для Китая - важный региональный союзник и хороший друг. В свою очередь Пезешкиан заверил - Иран готов поддерживать Китай в борьбе с американской гегемонией и запугиванием.
Не стоит забывать и про то, что КНР покупает почти 90% иранской нефти, доход от которой составляет около 20% бюджета Тегерана. В свою очередь исламская республика получает от Китая компоненты для создания ракетного топлива, без которого существование баллистической программы Ирана было бы невозможно. Кроме того, страны проводят совместные военные учения, в том числе с участием России, а также активничают в развитии международного транспортного коридора «Север-Юг».
Масуд Пезешкиан и Си Цзиньпин
Что касается «Земли обетованной», для нее Поднебесная - главный экспортёр товаров. Оборот между странами составляет почти $22 млрд, при этом на китайский импорт приходится более $19 млрд. Однако отношения между Пекином и Тель-Авивом охладели после начала израильско-палестинского конфликта в октябре 2023 года.
С самых первых дней противостояния Китай призывал мировое сообщество принять меры по решению палестинского вопроса и возобновлению мирного диалога между Израилем и Палестиной. Называя себя другом палестинского народа, Пекин отправляет гуманитарную помощь в Сектор Газа, надеется на мирное разрешение кризиса и поддерживает концепцию «двух государств для двух народов».
Так что, если Нетаньяху вновь решится навредить Ирану, ему, судя по всему, придется иметь дело с «большим братом», которого даже (чего уж скрывать) побаиваются по ту сторону океана. Так что делайте выводы, пока не поздно, господа хорошие из Тель-Авива…