Ли Чжэ Мён провел пресс-конференцию в связи с первыми 100 днями правления

В четверг, 11 сентября, в Сеуле прошло открытое общение президента Республики Корея Ли Чжэ Мёна с журналистами. Мероприятие было приурочено к 100 дням нахождения Ли на посту главы государства. В ходе пресс-конференции корейский лидер попытался создать образ демократичного, открытого для диалога президента, который в то же время не намерен идти на уступки в тех вопросах, которые считает принципиально важными.

Ли Чжэ Мён провел пресс-конференцию в связи с первыми 100 днями правления
© Российская Газета

Белый галстук, 152 минуты общения и 152 журналиста

Пресс-конференция прошла в комплексе администрации президента Чхонвадэ, в зале для приемов, под девизом: "100 дней ради восстановления, рост ради будущего". Перед началом участникам показали двухминутный ролик о первых шагах администрации, после чего началась сессия вопросов и ответов. Президент вошел с улыбкой, пожал руки журналистам на первых рядах и сделал глубокий поклон. На нем был белый галстук - тот же, что и на церемонии 15 августа в честь Дня независимости. Некоторые в галстуке увидели глубокий подтекст - символику "не терять первоначальные принципы".

Чтобы создать максимально расслабленную атмосферу, организаторы убрали заранее согласованные "связки": президент случайным образом вскрывал "обязательные" вопросы по темам, затем следовали жеребьевка визиток и прямое указание. В зал пришли представители 152 СМИ, включая крупные зарубежные издания, региональную прессу и онлайн-площадки; видеовопросы задали и независимые платформы.

По времени встреча вышла далеко за пределы регламента: вместо запланированных 90 минут диалог длился 152 минуты, где были заданы 22 вопроса. На прощание журналистам вручили памятные значки с персонажами анимации "K-pop Demon Hunters".

Главный посыл - интеграция общества и первые экономические сигналы

Если говорить собственно о содержании диалога, то вводная часть заявления Ли была посвящена обещанию "быть президентом для всех" и задачам общественной интеграции. Экономика названа неотложным приоритетом: по словам Ли, есть первые позитивные сдвиги - улучшение ряда индикаторов, оживление фондового рынка.

В дискуссии о критериях "крупного акционера" для налогообложения прироста капитала президент дал понять, что не будет настаивать на ужесточении, если это мешает активности рынка, и готов передать вопрос на широкое парламентское обсуждение. Жестко прозвучал антиманипуляционный акцент: поручение конфисковывать не только прибыль, но и вложенный капитал в делах о курсовых накрутках, чтобы "показать неотвратимость последствий" для манипуляторов.

"Корея может потерять интерес к инвестициям в США"

Самым острым внешнеэкономическим сюжетом стала ситуация в США, где иммиграционные власти провели рейд на стройплощадке завода по выпуску компонентов для электромобильных батарей в Джорджии. Учитывая, что в момент пресс-конференции в самом разгаре было решение вопросов о возвращении задержанных, то Ли Чжэ Мён не мог обойти эту тему. Он подчеркнул, что 316 граждан РК и 14 иностранцев должны покинуть места содержания, а 12 сентября в 01:00 в Корею из США вылетит специально нанятый для вывоза самолет. По его словам, процесс осложнялся намерением американской стороны этапировать задержанных "в наручниках", чему Сеул возражал - из-за этого процедуры "застряли" на согласованиях.

Прозвучало и прямое предупреждение в сторону США. Ли подчеркнул, что корейские компании могут отказаться от планов инвестиций в американскую экономику, если не будет ясности с правилами для командированных специалистов, без которых реализация проектов невозможна. Он подчеркнул: многие работники прибывают по B-1 и без того краткосрочным схемам, поскольку выполняют монтаж и наладку, обучают местный персонал и возвращаются - и именно для таких случаев нужно упорядочить визовые решения. На этом фоне глава МИД Чо Хён объявил о создании совместной рабочей группы Сеул - Вашингтон для выработки нового типа визы, чтобы избежать повторения инцидентов.

В продолжение темы Ли затронул и торговые договоренности о снижении тарифов на большинство корейских товаров с 25% до 15% в обмен на крупные инвестиции. Он подчеркнул, что последующие шаги по реализации сделки не будут содержать решений, "неразумных, несправедливых или противоречащих национальному интересу".

Межкорейские отношения: ставка на "канал Вашингтон - Пхеньян"

Внешнеполитическая повестка не была основной, но ей тоже отвели заметную часть беседы. Хотя, как признал Ли, тут хватает нерешенных вопросов. Президент РК признал, что, несмотря на все предложения со стороны нового правительства РК, Пхеньян избегает контактов с Сеулом, ощутимых подвижек нет. При этом Ли уточнил архитектуру усилий: ключ к миру - восстановление диалога США и КНДР. Сеул, по его словам, не должен настаивать на первенстве в процессе, а обязан создавать предпосылки для контактов, снижать градус и удерживать площадки для разговоров.

Здесь же прозвучала оценка "персонального фактора": Ли напомнил, что в недавнем контакте предлагал выступить "пейсмейкером" для президента США Дональда Трампа - в логике, что именно возобновление прямых американо-северокорейских разговоров способно привести к снижению напряженности. Этот посыл не отменяет ограниченность рычагов Сеула, но задает вектор координации: поддерживать Вашингтон - Пхеньян как магистральный канал, параллельно удерживая собственные инициативы деэскалации.

Япония: "две колеи" на фоне смены кабинета в Токио

Тема Японии прозвучала шире и подробнее, чем банальный обмен протокольными формулами. Отталкиваясь от ухода премьер-министра Сигэру Исибы и формирования нового кабинета, Ли подтвердил двухколейный принцип. Суть его в том, что история и территория - это тяжелые, эмоционально заряженные узлы, которые нельзя игнорировать, но их нужно вести в отдельной логике; в то же время практические, "будущие" треки - социальные и экономические связи, контакты людей, сотрудничество ради региональной стабильности - должны развиваться без блокировок со стороны споров о прошлом.

В подтверждение подхода Ли привел пример с мемориальным мероприятием на шахте Садо: несмотря на консультации с Токио, согласия достичь не удалось - и Сеул решил не участвовать, при этом "не переводя разногласие в ссору" и продолжая переговоры. Сигнал в адрес нового японского кабинета ясен: принципы неизменны, но пространство для разговора о кооперации остается открытым. В отдельной ремарке Ли признал, что отношения с Японией "сложны не меньше, чем с КНДР", а в последнее время и с США они "непросты", - это не отказ от прагматизма, а трезвая фиксация контура реальности, в котором и работает "двухколейность".

Тема России и Китая вообще не была затронута в ходе пресс-конференции, что отражает "штиль" на этом направлении внешней политики нового правительства РК.

Правосудие и институты: "мятеж" вне торга, реформа - без задержек

Ли Чжэ Мён дал понять, что по внутренним вопросам у него весьма твердая позиция. Он отверг идею "обмена" - отказа от продления полномочий спецпрокурора по делу о "мятеже" (речь идет о расследовании попытки введения военного положения предыдущим президентом РК Юн Сок Ёлем. - Прим. "РГ") в обмен на прохождение закона о реформе структуры правительства. По его словам, выяснение правды и ответственность за "мятеж" - это базовая ценность республики, не предмет торга.

При этом в более широких дебатах о реформе прокуратуры (включая идеи радикального урезания отдельных полномочий) Ли показал осторожную дистанцию: устранить "провис" в расследованиях, обсуждать без эмоций - с экспертами, партиями, жертвами и прокуратурой, в правительственной координации.

Корпоративное и налоговое регулирование

Отдельно он остановился на вопросах регулирования деятельности бизнеса, где ожидаются большие перемены. По корпоративному праву президент четко развел понятия: реформы не о "душении бизнеса", а о давлении на "токсичных" руководителей и часть доминирующих акционеров. Что касается налога на наследство для пережившего супруга, Ли напомнил о предвыборном обещании. В активах рынка Ли вернулся к тезису: не навредить оживлению, передавая спорные фискальные идеи на обсуждение парламента.