Катар – одна из богатейших стран мира, однако ее миллиарды в большинстве своем вложены в американские активы. Практически вся армия эмира Аль Тани зависит от Штатов. Вооружение, военные инструкторы – всё американское. Даже база Аль-Удейд с 10 тысячами американских солдат, расположенная на территории Катара, является гарантом того, что власти эмирата никогда не посмеют поднять руку ни на США, ни на кого-то из его союзников.
Несмотря на то, что и глава государства, и руководитель правительства после израильской атаки пообещали дать жесткий ответ Беньямину Нетаньяху, вряд ли такое произойдет. Сегодня катарское руководство, по сути, находится в «золотой клетке», утверждают многие политические аналитики.
Катар стал восьмой страной, по территории которой Израиль нанес удар после теракта 7 октября 2023 года. До этого под горячую руку Нетаньяху успели угодить Ливан, Сирия, Ирак, Иран, Йемен, Палестина и даже египетский пограничный пост. Не стоит забывать и про удары по кораблям, пытавшимся доставить гуманитарную помощь в Газу.
Удар по Дохе - далеко не первая агрессия Тель-Авива на Ближнем Востоке
Примечательно, что за несколько месяцев до инцидента Дональд Трамп посетил Катар. В ходе своего визита американский лидер успел заключить немало сделок примерно на 1,2 триллиона долларов. Власти эмирата в свою очередь подарили главе Белого дома шикарный лайнер стоимостью 400 миллионов долларов.
При этом не стоит забывать, что Доха одновременно предоставляет убежище для лидеров ХАМАС и выступает посредником в переговорах с Израилем. За день до удара глава израильского МИД Гидеон Саар отмечал, что правительство Нетаньяху готово принять предлагаемые Вашингтоном условия урегулирования палестино-израильского конфликта. Параллельно сам израильский премьер вечером того же дня анонсировал мощную наземную операцию в секторе Газа.
Дружеская встреча президента США с эмиром Катара
Сегодня ситуация складывается таким образом, что Катар, по сути, поделился своим суверенитетом со Штатами и Израилем. Более того, теперь, если в Вашингтоне сочтут необходимым, эмир Аль Тани будет делиться им и впредь, никуда от этого не деться. Таким образом о внешнеполитическом влиянии, в которое Доха в последние десятилетия пыталась конвертировать свои ресурсы от продажи энергоносителей, можно забыть.
«На Ближнем Востоке это хорошо понимают. Не надо придавать большого значения заявлениям других арабских стран о поддержке и единстве. В конце концов, кто-то из них точно открыл свое воздушное пространство для израильских истребителей. До тех пор, пока страны региона опираются на США в вопросах безопасности, они тоже рискуют оказаться на месте Дохи», - уверен политический обозреватель Давид Нармания.
О том, что власти Катара не заинтересованы в военной эскалации, убежден востоковед Руслан Сулейманов. Поэтому ответные действия, о которых в ходе пресс-конференции заявлял премьер-министр страны Мохаммед бин Абдулрахман бин Джассим Аль Тани, вероятно, ограничатся использованием политико-дипломатических каналов давления на Израиль.
Сулейманов уверен: военной «ответочки» от Катара не будет
Будут, скорее всего, задействованы такие международные площадки как ООН, Лига арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Но что греха таить – Израилю на всех глубоко плевать. За его плечами – надежный американский тыл, напоминает эксперт.
Да, после случившегося Трамп поспешил заявить, что решение об ударе принимал не он, а Нетаньяху. Однако в это с трудом верится. Данные израильского канала Kan говорят о том, что США были уведомлены заранее, а сообщение 12-го канала о «зеленом свете» лично от президента, рисуют истинную картину.
Получается, что Вашингтон дал добро, отстранившись от прямой ответственности. Американский лидер не просто «разрешил» удар - он просигнализировал всему миру о том, что старые правила больше не работают. Суверенитет, союзники, международное право… Нет, как говорится, не слыхали!
Трамп заверил: не он принимал решение по атаке на Катар
У этой печальной истории имеется обратная сторона. Удар по Катару запустил «глубинные тектонические процессы»: доверие к США как гаранту безопасности практически похоронено. Старый мировой порядок, державшийся на американской гегемонии, треснул по швам.
Ближний Восток вступает в новую, еще более опасную и непредсказуемую фазу, нежели сейчас. Правила войны, как считают многие политологи, будут писаться по ходу действий. Мира в этом регионе, скорее всего, в обозримом будущем не будет. Начинается его перестройка – жестокая и беспощадная. Как писал в свое время всемирно известный писатель Джон Толкин, «мир никогда уже не будет прежним, а солнце – таким же ясным, как раньше»…