Центр Белграда был перекрыт из-за шествия ЛГБТ

В столице Сербии только что отгремел ЛГБТ-парад (организация ЛГБТ признана экстремистской и запрещена в России), ставший апогеем ежегодной "недели гордости".

Центр Белграда был перекрыт из-за шествия ЛГБТ
© Российская Газета

ЛГБТ и всякие прочие квир-сообщества в нашей стране под запретом. Поэтому сразу расставлю точки над i: не пропагандирую, сам к ним не принадлежу, идей не разделяю и - главное - не понимаю, зачем все это.

Нет, ну правда - а для чего? Чисто в философском смысле все мы гости на этой Земле, не каждый до 80-90 лет доживет, и уж совсем немногие до 100. Наше бессмертие - в детях, а они в однополых семьях как-то не очень интенсивно рождаются. Для меня ЛГБТ и их единомышленники - это те, кто мечтает поскорее избавить планету от людей.

Но, во-первых, посмотреть-то на них хочется: никогда вживую не видел такие парады. И, во-вторых, и это главное: мне сербы рассказывали, что в прошлом году парад проходил под девизом "Понос су люди", что можно перевести как "Гордость - это люди". И не меньше трети участников говорили на русском и украинском языках. В основном - на русском. Хочется своими глазами увидеть: так ли это? Дело в том, что этот парад объявили протестным.

Но имеет ли право иностранец вмешиваться во внутренние дела Сербии? Свое мнение иметь - да пожалуйста. А вот участвовать в акциях по смене правительства… В большинстве стран мира за такое тюрьма и депортация.

Впрочем, не будем сразу о плохом. Начну с веселого, вы ведь уже поняли, что "понос" - это не то, что сразу приходит на ум. На сербском звучит весело (без шоу): "Парада поноса у Београду" - это "Парад гордости в Белграде", "понос" - это "гордость".

На этот раз сторонники нетрадиционных форм любви в Сербии избрали новый девиз: "За семью!". Требуют узаконить однополые браки, принять закон о гендерной идентичности. Плюс акции на злобу дня: защитить жизни квир-украинцев, поддержать студентов, которые "страдают от жестокости полиции".

Вообще-то я в Белград приехал из Нови-Сада, где своими глазами видел эти страдания. Полицейские закрылись щитами, студенты в масках пытаются пробить периметр трехметровыми палками и камнями, все в огне.

Пробегаюсь по местным соцсетям, чтобы понять, к чему быть готовым. Одна фотография запала в душу: стоит рыжая барышня в шортах, жилет в цветах ЛГБТ. В руках транспарант: "Педери и феминистки против фашизма". Я в шоке. Звоню знакомым сербам: "А "педери" - это у вас не оскорбление?" - "Раньше было, а теперь они сами себя так называют, какие еще обиды? Хочешь скажу, как на сербском обидно назвать гея?"

Не хочу. Вообще, не надо никого оскорблять. Известно же, кто как обзывается, сам так и называется. Да и в этом сообществе немало достойных людей. Глава сербского парламента Ана Брнабич (в прошлом - глава правительства) - одна из первых высших чиновников, открыто признающих нетрадиционность. Ее партнерша Милица родила мальчика: сейчас ему шесть лет. При этом Анна - просто эталон корректности, она четко разделила профессиональную и личную жизнь. За что ей достается от ЛГБТ-сообщества: наша, а не с нами.

Давайте вместо сербских ругательств выучим полезные слова и фразы. "Где си?" - изначально "Где ты?", но сегодня это "Как у тебя дела?". Все киоски заполнены газетами, на первых страницах Александр Вучич пожимает руки товарищу Си и нашему президенту. И кругом слышишь: "Где си?". Забавно.

Ладно, сербский выучили, пора в путь-дорогу: на парад поноса.

От моей гостиницы до парка "Манеж", где они собираются, всего 900 метров. Вышел за 15 минут до начала, что оказалось большой ошибкой. Надо было занимать места заранее. Буквально на моих глазах улицу перекрыла полиция. Пускают только участников.

Не беда, зайду с другой стороны: центр Белграда я неплохо изучил. История повторяется: упираюсь в полицейский кордон. Иду дальше - опять та же картина: полиция, полиция, полиция.

Оцепили огромную часть центра города. Блокировали наглухо: на небольших улочках плечом к плечу по 15-20 полицейских, на бульварах - от полусотни. По моим подсчетам - несколько тысяч бойцов. Вообще-то сейчас полицейских жестоко не хватает, по всей стране ежедневно вспыхивают беспорядки, переходящие в уличные бои. А их еще на такие парады отвлекают.

Впрочем, все написано на лицах правоохранителей. Усталость… Те, что не в оцеплении, сидят поблизости в автобусах и броневиках. Многие спят, примостившись среди груд бронежилетов и касок. Думаю, работают на износ.

Специфика Белграда: от центра к Дунаву (так на сербском Дунай) - большой перепад высот. Пешком ходить тяжело, особенно на жаре. В обычной жизни ходить и не надо, в городе неплохо развит общественный транспорт, и он - путешественникам на заметку! - бесплатный. В какой европейской столице есть такое?

Но по случаю марша центр перегорожен наглухо. Транспорт стоит: не весь, а линии через центр. Народ подходит к полицейским, просит пропустить. Нет, не на парад - по своим делам.

Нельзя! Пропускают только участников парада.

Туристы скандалить побаиваются, полиция ведь при оружии, а вот местные громко и эмоционально возмущаются.

Как доказать, что ты участник? Не поверите, но здесь все на честном слове. Подходишь, говоришь: я на pride (варианты: lesbian, gay, bisexual, transgender), пропустите!

Пропускают.

Кстати, видел людей, несущих транспарант на английском: Gays against police state! (Геи против полицейского государства!).

Меня не пропустили. Казалось бы, что такого: подойди, соври. Не смог. Вот не смог - и все. Сел в метре от полицейского кордона на каменный парапет, пытаюсь привести в порядок мысли и чувства. "Что, у вас в Москве такого нет, сюда прилетел посмотреть?" - иронизирует сидящий рядом парень. Я учился на Украине, во Львове, и украинца узнаю по выговору. Но оказалось, что этнически он не совсем украинец - представитель одного из карпатских народов.

Познакомились: Андрий, из Западной Украины. Миролюбиво интересуюсь: "А ты как понял, что я из России?"

"А у тебя на лбу написано", - хохочет Андрий.

Понимаю, что это правда, на моей бейсболке черным по-белому: Русское географическое общество. Ага… Еще никогда Штирлиц не был так близок к провалу…

Разговорились. Что он делает в Сербии - понятно. Примерно то же, что и еще миллионы людей из Украины, не желающих оказаться на фронте.

В Сербии для беженцев с Украины нет таких льгот и пособий, как, скажем, в Германии, но есть работа. И рабочих мест все больше. Вот "Фиат" запустил завод в Краегуваце и… не может найти рабочих на зарплату в 70 тыс. динар (57 тыс. наших рублей). Сербы за такие деньги не работают - пришлось завезти рабочих из Марокко и Непала. В общественном транспорте Белграда уже не редкость, когда водитель из Индии и из Шри-Ланки.

Случаются скандалы: не все индусы владеют сербским, пассажиры злятся. В этом плане славяне неплохо устраиваются.

В центр "беженцу" Андрию надо не на парад, он живет там на съемной квартире. Вообще-то, центр Белграда до неприличия дорогой, местные грустно шутят: квартиры дороже, чем в Париже.

"Но если снимать квартиру компанией, впятером, то уже терпимо, - поясняет уклонист от украинской армии. - Чего я не видел на окраинах?"

Пишу так подробно, потому что регулярно слышу: в каждую украинскую семью уже пришла похоронка, и с русскими не будет мира никогда даже на бытовом уровне. Такое есть, конечно: родные люди враждуют. Но за это лето я уже второй раз общаюсь с украинцами за границей. Первый раз - в Турции, где Владимир Мединский встречался с Рустемом Умеровым. Там было несколько десятков журналистов из Киева. Нет, конечно, мы не обнимались - но и кулаками не махали. Теперь вот в Сербии

Пока болтали - подошла стайка женщин. Говорят на русском. Зрелище не для слабонервных: девицам (если, конечно, они девицы) за 50, волосы всех цветов радуги, на лицах - по килограмму косметики. Макияж вульгарно-гротескный. Манеры под стать гей-мейкапу.

Полицейские даже ничего спрашивать не стали, просто посторонились.

Мы с украинцем переглянулись: у нас обоих были ошарашенные лица.

Не сговариваясь, встали и пошли в разные стороны. Нет, такие парады нам, пожалуй, не нужны.

…Прогулялся по неперекрытой части города. Почти ничего не напоминало о "неделе гордости". Только на улице Короля Милана, на здании сербско-американского банка одиноко трепетало радужное полотнище. Цинизм ситуации в том, что в сотне шагов - огромный памятник Николаю II. На граните - цитата-обещание нашего последнего царя: "Все мои усилия будут направлены к соблюдению достоинства Сербии".

Слово сдержал: чтобы сохранить достоинство сербов, Россия вступила в Первую мировую войну, потом была революция и уничтожение империи.

Хотелось бы, чтобы такой памятник и флаг нетрадиционных были подальше друг от друга. Это как Восток и Запад, им не встретиться.

Хотя сербам виднее. С моей стороны это лишь заметки постороннего.

Утром зашел в парк, откуда уходил и куда возвращался парад. На удивление чисто, жертв и разрушений нет, не оставили и мусора. На всех скамеечках лежат мужчины, то ли вчера устали так, что до дома не было сил дойти, то ли бездомные. На входе в парк на стене миллион надписей: какие-то призывы, лозунги, требования. Ничего не понял. Фото сделал, может, вы разберетесь.

… Да, на тему парадов. Совсем скоро, 20 сентября, в Белграде ожидается грандиозный военный марш - ко Дню единства, свободы и флага. Военные пройдут не только по земле - также будет большой воздушный праздник (летчики уже тренируются). К тому же, парад пройдет и на Дунае. К наземно-воздушным парадам все привыкли, но нечасто армии в центре Европы проводят военно-речные шоу. Так что завидую тем, кто увидит.