Экономическое взаимодействие в СНГ развивается быстрее, чем в западных объединениях

— Вы работаете в должности постоянного представителя Российской Федерации при уставных и других органах СНГ уже семь лет. Как бы вы могли оценить рабочую динамику за эти годы? Стало ли сложнее работать или, напротив, —проще?

Экономическое взаимодействие в СНГ развивается быстрее, чем в западных объединениях
© ТАСС

— Спасибо большое за этот вопрос. Хотел бы начать с того, что Содружество Независимых Государств — это авторитетная международная площадка для эффективного диалога по всем без исключения направлениям межгосударственных отношений, чем она и отличается от многих других интеграционных объединений. И, соответственно, многое из того, к чему мы привыкли в повседневной жизни, что мы воспринимаем как само собой разумеющееся, — это результат многолетней кропотливой работы, которая проводилась в рамках Содружества.

Хотел бы сказать, что у нас в рамках СНГ, на пространстве СНГ всегда велась, ведется и будет вестись очень динамичная работа по всем направлениям межгосударственного сотрудничества. Выстроен целый ряд механизмов взаимодействия. Это и отраслевые советы, это и базовые организации, ну и, конечно же, это заседания высших уставных органов. Партнеры находятся в постоянном контакте по самому широкому кругу тем. Потому что, как я уже сказал, сотрудничество в рамках Содружества не ограничено какими-то определенными вопросами и осуществляется в политической, экономической, экологической, культурно-гуманитарной сферах и на треке безопасности. 

Конечно, здесь бывает порой достаточно сложно прийти к какому-то консенсусу. Но чем Содружество и отличается от многих других интеграционных объединений, прежде всего западного сообщества, — здесь в основе взаимодействия лежит принцип уважения национальных интересов, выстраивание сотрудничества на основании равноправия, добрососедства. И все это способствует нахождению взаимоприемлемых развязок в формате СНГ. Да, конечно, их сложно иногда выработать, но тем ценнее этот консенсус, и поэтому возможности для реализации договоренностей и решений, которые были приняты, многократно возрастают.

В этом году мы отмечаем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, и решающий вклад в Победу над нацизмом внес советский народ. Все народы нынешних государств — участников СНГ в полной мере испытали тяготы того военного времени. Неважно, где — на фронтах Великой Отечественной войны или в тылу. И поэтому потомки защитников, отстоявших свободу выбора пути развития и право на существование своего культурного кода, теперь формируют политику современных, суверенных государств Содружества. И можно сказать, что сочетание осознанной самобытности и стремления к партнерству и добрососедству у народов Содружества Независимых Государств в крови.

Вы спросили про сложности. Сложности, конечно, имеют место. Они во всем мире одни и те же. Есть сложности внутреннего порядка, есть сложности в двусторонних отношениях государств — участников СНГ. Ну и есть, конечно же, факторы внешнего воздействия на то, что происходит на пространстве Содружества. Группа государств западного сообщества решила узурпировать право диктовать условия существования другим. Попытки навязывания искусственных и чуждых идей и ценностей, политические амбиции, желание обогащения за счет чужих ресурсов. Эти попытки начались не сегодня, не вчера, а осуществляются уже на протяжении длительного времени.

В последнее время они усилились в связи со взятой на вооружение западным сообществом концепцией сдерживания Российской Федерации, которая играет ключевую роль во всех интеграционных процессах на пространстве СНГ. Стремление разорвать многолетние связи между нашими странами, противопоставить их друг другу, создать какой-то конфликтный потенциал — это все не прекращается. Конечно, мы учитываем эти факторы в своей работе, и это определенным образом влияет на наше сотрудничество.

Сложности, которые есть в процессе взаимодействия, тем не менее, являются хорошим стимулом для того, чтобы двигаться вперед.

— То есть западное давление в каком-то смысле положительно сказалось на развитии СНГ?

— Разумеется, оно сказывается. Но вот на заседании глав правительств, которое состоялось в Душанбе, было подчеркнуто, что, несмотря на многочисленные санкции, введенные в отношении России, Белоруссии, угрозы вторичных санкций в отношении наших партнеров по Содружеству, все равно экономическое взаимодействие развивается, и развивается более высокими темпами, чем в тех же интеграционных объединениях западных сообществ.

— Какое ваше основное достижение за эти семь лет?

— Ну, о достижениях говорить, наверное, слишком громко. Я считаю, здесь достаточно большая работа проведена, в том числе с вкладом постпредства в дальнейшее развитие и укрепление нашего многопланового взаимодействия в рамках СНГ.

Постпредство внесло свою посильную лепту в реализацию Российской Федерацией председательских функций в 2024 году, в том числе и в Совете постоянных полномочных представителей. Председательство в СНГ является сквозным в алфавитном порядке. Постпредство принимало участие в подготовке и согласовании большого количества различных документов, решений. Достаточно сказать, что всего за семь лет моей работы здесь было принято более 500 документов и решений на уровне высших уставных органов Содружества. В том числе и по инициативе постпредства был принят ряд важных политических документов, реализован ряд проектов — в частности, это проведение в СНГ в 2024 году Года волонтерского движения. Это одна из инициатив постоянного представительства Российской Федерации.

— Вы упомянули сложности в двусторонних отношениях. Вопрос, который сейчас широко обсуждается, — Армения и Азербайджан, как между ними складывается общение в рамках СНГ? Недавно Азербайджан не принял участие в заседании Экономического совета СНГ. Это какой-то точечный случай или тенденция?

— Дело в том, что на площадке Содружества все возникающие вопросы мы стремимся решать в атмосфере добрососедства, взаимного уважения. И с российской стороны мы всегда стараемся настраивать партнеров на конструктивное взаимодействие. Государства сами принимают решения, руководствуясь своими соображениями, принимать участие в работе тех или иных органов. Это их суверенное право. Но я хотел бы подчеркнуть, что и от азербайджанской, и от армянской стороны мы видим заинтересованность в участии в работе нашего объединения.

— Молдавия, где скоро должны пройти выборы, не пригласила наблюдателей от СНГ. Как в СНГ оценивают эту избирательную кампанию и вообще ситуацию с выборами, с наблюдателями?

— Трудно будет оценивать избирательную кампанию, которая проходит в Молдавии, и непосредственно голосование, поскольку, как вы правильно сказали, миссию наблюдателей от СНГ, которые участвуют в наблюдениях за выборами во всех странах Содружества и других государствах, в этот раз власти Молдавии отказались пригласить. Посмотрим.

— Видите ли вы перспективы возвращения в СНГ Украины? Как вы думаете, вернется ли она или все-таки это потерянная часть Содружества?

— Пока киевские власти взяли курс на сворачивание своего взаимодействия в формате СНГ. Официально Киев не выходил из Содружества, но идет по пути выхода из многосторонних соглашений, причем во всех сферах. Но, тем не менее, остается более сотни соглашений, в которых Украина участвует. Однако Киев практически свернул всю работу в рамках механизмов многостороннего сотрудничества в формате СНГ.

— Как происходит работа в рамках СНГ на фоне других интеграционных объединений — ШОС, БРИКС? Это позитивный опыт для СНГ? Он дает что-то в плане этого взаимодействия или скорее наталкивает на мысли о каком-то реформировании?

— Взаимодействие нашей организации с другими интеграционными объединениями на евразийском пространстве развивается очень позитивно. У нас тесные контакты по линии исполнительных органов с Евразийским экономическим союзом, Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Подписаны соответствующие документы, меморандумы о взаимодействии по линии исполнительных структур. Контакты происходят регулярно, происходит интенсивный обмен мнениями и практиками. Конечно, степень интеграции в этих объединениях разная. Разные сферы взаимодействия: ОДКБ — это военно-политическая организация, а Евразийский экономический союз — это организация экономического сотрудничества. ШОС ближе по объему сфер взаимодействия к СНГ, поскольку там более широкий спектр вопросов. И, соответственно, мы как раз стремимся к тому, чтобы эти организации получили статус наблюдателя или партнера при СНГ. Недавно в Содружестве были учреждены соответствующие статусы наблюдателя и партнера. Сейчас ведется работа для того, чтобы предложить нашим партнерам, прежде всего региональным межгосударственным организациям, какой-то из таких статусов.

— То есть, на ваш взгляд, в СНГ больше действуют центростремительные силы, а не центробежные?

— Тот период, который был характерен для начала 90-х годов, когда СНГ было создано для цивилизованного развода суверенных государств, уже давно пройден, и сейчас, наоборот, у нас взаимодействие развивается в сторону дальнейшего углубления и расширения интеграции в рамках Содружества.

— Вы многократно говорили, что русский язык играет особую роль в объединении СНГ. Планируется запуск международной организации по русскому языку, правильно?

— Я хотел бы сразу сказать, что международная организация по русскому языку — МОРЯ, как мы ее сокращенно называем, — не является организацией СНГ. Государства Содружества являются учредителями этой организации. В октябре 2023 года шестью странами был подписан договор об учреждении Международной организации по русскому языку. Он вступил в силу в июне 2024 года. Депозитарием договора является МИД РФ. Среди участников — Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. 

Международная организация по русскому языку — структура открытого состава. Любые государства, которые разделяют цели и принципы действий этой организации, могут принять участие в ее работе, присоединиться к этому договору. Сейчас ведется работа по рассмотрению и согласованию пакета организационных финансовых документов, необходимых для практического запуска этой международной организации со штаб-квартирой в Сочи. После этого будет созываться высший орган организации — министерская конференция. По мере готовности документов они будут утверждаться этой конференцией. Пока это все в работе. Сроки озвучивать рано.

Что касается позиций русского языка в СНГ в целом, то востребованность его изучения растет, и мы это отмечаем. Государства СНГ обращаются к Российской Федерации, так как есть потребность в преподавателях русского языка, видим заинтересованность в подготовке своих преподавателей русского. И здесь особых каких-то проблем не возникает. В ряде стран русский является государственным языком, а в некоторых — официальным языком и языком межнационального общения. И вообще у нас работа в рамках организации ведется на русском — это рабочий язык, официальный язык организации.

— Как идет подготовка к встрече глав правительств, МИДов и лидеров стран СНГ?

— Могу сказать, что работа по подготовке осенних заседаний Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Совета глав государств идет полным ходом. Как раз сейчас дорабатываются те проекты документов и решений, которые предполагается принять на заседаниях высших уставных органов. Опять же, они касаются создания благоприятных рамок для дальнейшего углубления интеграции, взаимодействия наших государств по широкому спектру направлений. 

Совет глав правительств у нас занимается вопросами развития и расширения экономического сотрудничества. Планируется обсудить углубление кооперации в области лесного хозяйства, стратегии цифровизации мультимодальных транспортных коридоров. На совете глав государств — вопросы противодействия терроризму и экстремизму, укрепления взаимодействия по линии пограничной безопасности. На Совете МИДов традиционное внимание уделяется вопросам культурного сотрудничества. Предполагается принять очередную программу по развитию культурно-гуманитарных связей в рамках СНГ.

— Как вы думаете, будет ли обсуждаться кризис на Украине? Может быть, на полях этого саммита? Или об этом речь не идет? 

— Какие задачи будут стоять перед постпредством на следующий год? А через пять лет? Какие основные вызовы стоят перед постпредством России, по вашему мнению?

— Основная задача — это не потерять ту динамику взаимодействия, которая у нас сейчас сложилась на площадке Содружества, и продолжать создавать необходимые благоприятные условия для углубления интеграционных процессов. А что касается непосредственно постоянного представительства, то это защита, продвижение, соответственно, интересов Российской Федерации, наших подходов к взаимодействию в многостороннем, многоплановом взаимодействии в формате СНГ. Вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием функционирования имеющихся механизмов сотрудничества в рамках СНГ.

— Как продвигается работа по созданию формата СНГ-плюс?

— Эту инициативу выдвинул президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. Она была поддержана государствами. И мы сейчас ведем работу: от выработки модальности до реализации этой идеи. Какие она очертания будет иметь, пока говорить рано: мы в процессе проработки всех аспектов того, как это будет функционировать.

Эта инициатива была направлена на то, чтобы повысить международный авторитет СНГ, придать ему большую гласность. Чтобы было более понятно, что происходит в рамках Содружества, как развивается наше взаимодействие, с тем чтобы как можно большее количество стран, международных организаций — как в нашем Евразийском регионе, так и за его пределами — могли бы знакомиться с опытом взаимодействия в формате СНГ.