Антимигрантская программа Трампа задала тренд для европейских лидеров

План администрации президента США Дональда Трампа по массовой депортации нелегальных мигрантов после возвращения в Белый дом становится ориентиром для всего западного мира. Политологи отмечают, что такая тенденция знаменует глобальный сдвиг в сторону жесткой антииммиграционной риторики и политики.

Антимигрантская программа Трампа задала тренд для европейских лидеров
© Московский Комсомолец

Идеологический обмен между Дональдом Трампом и европейскими ультраправыми оказался двусторонним. Если в 2015 году кандидат Трамп заимствовал риторику европейских коллег, шокировав американский истеблишмент призывом к «полному и безоговорочному запрету на въезд мусульман», то сегодня его заокеанские союзники, вдохновленные его вероятным возвращением, активно копируют его уже собственный, более масштабный проект. Речь идет о тех самых планах, предполагающих задержание и депортацию сотен тысяч мигрантов, и эта политика находит горячий отклик у правых партий по всей Европе и за ее пределами.

Ярким примером стал недавний манифест ультраправого британского политика Найджела Фараджа, которая набирает популярность в преддверии выборов. Он пообещал, в случае прихода к власти, депортировать до 600 тысяч нелегальных мигрантов. Для этого он предлагает создать новые центры содержания под стражей, которые позволят высылать до 24 тысяч человек в месяц, создавая беспрецедентный для Великобритании темп. Чтобы реализовать эти планы, Фарадж готов вывести страну из ключевых международных договоров, включая Европейскую конвенцию о правах человека и Конвенцию ООН против пыток. Его заявление о том, что такие депортации еще год назад казались «политически невозможными», красноречиво демонстрирует, как быстро меняется общественная и политическая атмосфера.

В Греции, долгое время находившейся на передовой миграционного кризиса, новый министр миграции Танос Плеврис открыто заявляет, что считает политику Трампа «хорошей». Он объясняет, что предлагаемый Грецией радикальный новый закон, ужесточающий условия содержания мигрантов до «тюремноподобных», было бы «очень трудно» реализовать без аналогичного ужесточения курса в США и других странах Европы. По его словам, общая настроенность континента выражена просто: «Европа говорит, что с нее хватит».

Параллельно отдельные страны ЕС ужесточают свои правила предоставления убежища и, по примеру США, изучают возможность отправки нелегальных мигрантов в третьи страны, что может создать правовую неопределенность и риски для безопасности самих мигрантов. Ультраправые в Испании, Италии и Франции все громче требуют массовых депортаций, и общественное мнение, судя по всему, склоняется в их пользу.

На этом фоне набирает обороты и еще более радикальная концепция «ремиграции», которая предполагает не только репатриацию недавних просителей убежища, но и полное удаление из страны целых сообществ, включая тех, кто проживает там поколениями. Эту идею продвигают, например, организаторы ультраправых маршей в Австралии, призывающих защитить «белое наследие». По оценкам западных политологов, немецкая партия «Альтернатива для Германии», крупнейшая оппозиционная в бундестаге, лишь из страха перед юридическими последствиями смягчила риторику о «ремиграции» в своей публичной программе.

Чтобы нейтрализовать угрозу со стороны правых популистов, такие политики, как президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Великобритании Кир Стармер, вынуждены занимать все более жесткие позиции. Последний, к примеру, недавно заявил, что иммиграция рискует превратить Британию в «остров незнакомцев».

Волна «долой нелегалов» докатилась даже до Японии, где на недавних выборах правые партии успешно играли на опасениях избирателей по поводу наплыва туристов и иностранных рабочих. Как отмечают эксперты, их риторика о «японской исключительности» и чистоте нации во многом перекликается с нарративом движения MAGA Трампа (Make America Great Again, «Вернём Америке былое величие»), несмотря на то что легальные иммигранты объективно необходимы для японской экономики из-за острой нехватки рабочей силы.