«Протесты подавят силой» В Молдавии хотят запретить все пророссийские партии. Почему они оказались беззащитны перед властью?

Министерство юстиции Молдавии направило в суд иск с требованием запретить партии, входящие в единственный в стране пророссийский блок «Победа». Если его удовлетворят, в Молдавии не останется ни одной легальной политической силы, способной противостоять прозападному курсу президента Майи Санду. 5 августа суд приговорил неформального лидера молдавской оппозиции и башкана (главу) Гагаузии Евгению Гуцул к семи годам лишения свободы. Сомневаться в том, что и нынешнее разбирательство завершится решением в пользу действующей власти, не приходится. Почему пророссийские политические силы в Молдавии оказались на грани разгрома, как они планируют защищать свои интересы и чем стране грозит окончательный разрыв с Россией — разбиралась «Лента.ру».

«Протесты подавят силой» В Молдавии хотят запретить все пророссийские партии. Почему они оказались беззащитны перед властью?
© Lenta.ru

Спасение утопающих

Заявление в Апелляционную палату с требованием распустить партии «Возрождение», «Шанс», «Сила альтернативы и спасения Молдовы», а также сам блок «Победа» поступило в понедельник, 11 августа.

Незадолго до этого силовики провели серию обысков и задержаний среди лидеров и сторонников указанных партий.

Формальным основанием для рейдов стало «вмешательство в парламентские выборы», которые назначены на 28 сентября. Правоохранительные органы, президент Майя Санду и представители ее команды заявляют, что пророссийские партии замешаны в «электоральной коррупции» и действуют по заказу из России.

Российская Федерация хочет контролировать Республику Молдова с осени и готовит беспрецедентное вмешательство в сентябрьские выборы Майя Санду президент Молдавии

Обычно такие обвинения выдвигаются в отношении отдельных лиц и по представлению прокуратуры. Но в этот раз действия молдавских властей больше напоминают ковровую бомбардировку.

Уголовные дела, хотя и очевидно политически мотивированные, возбуждаются против ограниченного числа людей. Запрет же на участие в выборах распространится на все партии, несогласные с курсом правительства

Не менее болезненным ударом для пророссийской оппозиции стал и приговор башкану Гагаузии и неформальному лидеру блока «Победа» Евгении Гуцул. 5 августа суд в Кишиневе приговорил ее к семи годам тюрьмы по делу, связанному с ранее ликвидированной партией «Шор».

По версии обвинения, с 2019 по 2022 годы Евгения Гуцул якобы ввозила в республику деньги «неустановленной ОПГ из России» для финансирования партии и координировала отделения, которые «организовывали антиправительственные протесты».

«Я отстою право каждого вашего голоса и буду бороться за то, чтобы ни один невиновный человек не подвергся пыткам, унижениям и несправедливым решениям судей, которые сегодня служат власти», — заявила она после приговора.

Законных способов защищать свои интересы у оппозиции остается все меньше. Но отказываться от борьбы оставшиеся на свободе политики не собираются

Призыв в пустоту

На фоне приговора Евгении Гуцул и возможного запрета блока «Победа» его глава Илан Шор объявил о начале бессрочных акций протеста с 23 августа и призвал местные и районные власти Молдавии к неповиновению правящей партии.

Он рассчитывает, что к митингам присоединятся тысячи граждан, недовольных ростом тарифов и политикой власти.

Призываю всех выйти (...) на площадь Великого национального собрания и провести там столько времени, сколько нужно, чтобы вымести эту желтую [цвет правящей партии «Действие и солидарность»] плесень Илан Шор лидер блока «Победа»

Однако надеяться, что оппозиции удастся собрать действительно массовые акции, вряд ли стоит. Тем более если речь идет о многодневных акциях, когда протестующие остаются на улицах даже ночью.

Даже в 2023 году, когда тарифы на газ выросли на 33 процента, митинг в центре Кишинева собрал не более 10 тысяч человек. После задержаний протесты быстро сошли на нет.

На протесты против приговора Евгении Гуцул вышли, по разным оценкам, около 10 тысяч человек.

При этом власти активно призывают граждан не участвовать в митингах, грозят штрафами и применяют силу. 17 августа полицейские жестко разогнали митинг оппозиции в центре Кишинева, объявив его «незаконным».

Силовики задержали около 150 человек и снесли палатки, которые поставили митингующие

Однако оппозиция продолжает протестовать. Легальной силой, которая могла бы теоретически встать на сторону «Победы», остается Патриотический блок коммунистов и социалистов (ПСРМ). Их поддерживают около 25 процентов граждан.

Но, несмотря на Европейского союза.

Партия социалистов (...) выступает за продолжение переговоров об евроинтеграции. После их завершения и выяснения условий (...) мы проведем референдум Игорь Додон бывший президент Молдавии, лидер ПСРМ

Таким образом, социалисты и коммунисты, допущенные к выборам, предпочли не рисковать и не поддержали преследуемых оппозиционеров.

Но этот компромисс и умеренная поддержка евроинтеграции вряд ли спасут их от возможных обвинений в «связях с Россией» в будущем

«Приднестровью повезло, Гагаузии — нет»

По словам политолога Богдана Безпалько, у сторонников «Победы» почти не осталось возможностей защищать свои интересы в легальном поле. Он отметил, что не верит в успех анонсированных Иланом Шором протестов, поскольку «их просто подавят силовики».

Ни Европейский союз, ни Совет Европы, ни кто-либо на Западе на это внимания не обратит. А ресурсы пророссийской оппозиции для борьбы с режимом Майи Санду сведены к нулю Богдан Безпалько политолог

Эксперт отметил, что у России практически не осталось способов влияния на Молдавию. В ее распоряжении — только газ и нерешенный приднестровский вопрос.

«На Молдавию можно давить разве что газом. Еще уязвимой точкой остается Приднестровье. Пока Майя Санду не решается на силовой сценарий, считая его опасным для страны. Но в будущем эти уязвимости могут быть использованы», — сказал он.

При этом Гагаузии, по его мнению, повезло гораздо меньше, чем непризнанной Приднестровской Молдавской республике.

Если жители автономии снова изберут пророссийского башкана или выйдут на протесты, власти Молдавии могут провести полицейскую операцию

Однако подобный сценарий несет риски для самой Майи Санду и ее команды. Поэтому, считает эксперт, она будет «действовать осторожно» и постепенно ограничивать автономию Гагаузии.

В случае чрезвычайного сценария протесты в маленькой Гагаузии легко подавить. Скорее всего, лидеры региона будут вести себя куда осторожнее, чем Евгения Гуцул. На какое-то время для властей Молдавии это будет приемлемо Богдан Безпалько политолог