Ереван с первым официальным визитом посетил президент Ирана Масуд Пезешкиан. Многие эксперты называют вояж одного из лидеров Ирана в Армению «неожиданным, но серьезно мотивированным».
Потому, что он пришелся на момент после подписания 8 августа в Вашингтоне, при посредничестве США, меморандума между Азербайджаном и Арменией с определением нового статуса «Зангезурского коридора» и с перспективой выхода на мирный договор.
Ранее глава МИД Ирана Аббас Аракчи заявлял, что основная цель визита иранского лидера в Ереван – «подтверждение позиции Тегерана о невозможности любых изменений границ на Южном Кавказе», и специально подчеркивал, что «Иран, несмотря на успокоительные заверения Армении обеспокоен проектом “Маршрут Трампа” для международного мира и процветания» (TRIPP), который должен соединить Азербайджан с Нахичеванью».
Министр также говорил, что при реализации TRIPP Иран также не допустит пересмотра международных признанных границ, их смещения или подрыва суверенитета стран региона.
Более того, старший советник верховного лидера Ирана Али Хаменеи и бывший командующий Корпусом стражей исламской революции Яхья Рахим Сафави считает, что в «регионе возможно новое военное противостояние с Израилем или США» и «Иран готовится к наихудшему развитию событий».
В этой связи некоторые эксперты называют точную дату начала войны: 25 октября 2025 года. В этот день в Иране неофициально празднуется день входа в древний Вавилон персидского царя Кира II Великого – вокруг этого события в республике идёт сплочение монархических сил, которые были свергнуты исламской революцией и являются последовательными и давними противниками режима аятолл.
Правда, есть и прокси-сценарии по разжиганию гражданской войны в Иране – тогда Исламская республика будет отключена от ключевых процессов на Ближнем Востоке. К тому же до сих пор Израиль не достиг ни одной из своих целей, которые его руководство декларировало, начиная 12-дневную войну с Ираном, но добился отказа Ирана от переговоров в будущем.
Правда, ситуация пока оценивается на уровне различных деклараций, но Тегеран стремится «держать руку на пульсе, активизируя дискурс геополитики».
Премьер-министр Никол Пашинян пытается убедить иранское руководство в том, что подписанные в США документы не вредят Тегерану, однако сделать это очень сложно. Это связано с тем, что если он едет в США и достигает договоренностей, согласно которым в процессы в регионе американцы вовлекаются на земле, то дальнейшие действия будут зависеть не от Армении.
Тут все выстраивается на непонятных парадоксах: с одной стороны, Ереван хочет идти по пути евроинтеграции, но пока находится в ЕАЭС. Кроме того, подписывает с США документы о стратегическом сотрудничестве и вместе с тем говорит о намерении подписать такой же документ с Ираном, который находится во враждебных отношениях с Вашингтоном. К тому же Тегеран оценивает ситуацию значительно шире.
В настоящее время в этом регионе происходит реализация двух глобальных геоэкономических проектов: китайская инициатива «Пояс – путь» и экономический коридор «Индия – Ближний Восток – Европа». Эксперты утверждают, что за этим стоят два конкурирующих видения нового регионального развития, которые будут менять геополитический ландшафт всего Ближнего Востока, и уверяют, что за индийским проектом стоят США, которые стремятся сохранить свое влияние в регионе.
Пекин видит, что блокируются существующие региональные модели сотрудничества и развития.
Ближневосточный маршрут фактически не работает, и как пишет турецкое издание Haber 7, «все идет к тому, что Ближний Восток оказывается на грани столкновения «геополитических коридоров», любое очередное потрясение там становится лакмусовой бумажкой, приобретая свой собственный смысл, ведь речь идет не просто о перевозке товаров по ним, но об организации обширной производственной деятельности в зоне их притяжения».
Соперничество вокруг мегапроектов – предмет Большой стратегии ведущих держав и серьезным образом влияет на положение в мире. Но «Зангезурский коридор» геополитически наиболее уязвим еще и потому, что он выводит и на Израиль.
Это находит отражение в последних действиях США в Закавказье с целью ослабить там Россию. Американское издание National Interest утверждает, что «смелая инициатива США и ЕС по соединению Центральной и Восточной Европы с Индо-Средиземноморским регионом с выходом на Кавказ, Центральную Азию и Африку по своим масштабам и влиянию уже превосходит меркантилистскую инициативу Китая “Пояс – путь”».
Правда, существует проект коридора «Север – Юг», проходящего еще восточнее, к которому, помимо Китая, через Узбекистан и Афганистан могут присоединиться и Иран, и Пакистан, и Индия. Данный вариант, кстати, наиболее безопасен с точки зрения удаленности от основных внешних «возмутителей спокойствия» в регионе и сохранения национального суверенитета тех стран, через которые он будет проходить.
Но это уже реальный признак «битвы коридоров», когда основной фокус постепенно смещается в Азию, и одно из направлений, безусловно, иранское. Будет ли дополнительное обострение отношений между США и Ираном после 12-дневной израильско-иранской войны и прямого вмешательства американцев, сказать сложно, хотя риторика Тегерана относительно этого решения жёсткая. После визита в Ереван Пезешкиана она не изменилась.