Эстонские парламентарии провоцируют церковный раскол
В Эстонии продолжается борьба властей с любыми связями с Россией, в том числе попытки обязать Эстонскую православную церковь «разорвать каноническую связь с Русской православной церковью». В начале августа одна из двух комиссий парламента, рассматривающих скандальные правки в закон «О церквях и приходах», не нашла в нем расхождений с Конституцией. Страна стала ближе к тому, чтобы светские власти диктовали священнослужителям, в какую юрисдикцию церкви лучше перейти и какой духовной традиции принадлежать. Эстония берет пример с соседней Латвии, где подобное уже провернули несколько лет назад. К чему это ведет, изучил советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов.
Новый виток давления на православие в Эстонии
Конституционная комиссия эстонского парламента (Рийгикогу) приняла решение вынести на повторное рассмотрение в неизменном виде поправки к законодательству, которые могут привести к фактической ликвидации Эстонской православной христианской церкви (ЭПХЦ) в стране. Ранее президент страны Алар Карис дважды отклонял принятые депутатами поправки к закону о церквях. Суть их сводилась к тому, что религиозные организации в Эстонии не должны возглавлять «находящиеся в иностранном государстве и имеющие существенное влияние лица». Под подобное определение попадает не только ЭПХЦ, но и, например, римско-католическая церковь. Несмотря на то, что католиков в Эстонии всего 0,5% населения, вряд ли эстонские власти хотели поссориться с Ватиканом.
После того, как Карис отклонил эту законодательную инициативу в первый раз, формулировка была изменена следующим образом: «Церковь, приход, союз приходов и монастырь не могут посредством своего устава или иного документа, на котором основана их деятельность, либо экономически быть связанными с находящимися в иностранном государстве религиозным центром, руководящим органом, религиозным объединением или духовным лидером, которые представляют угрозу безопасности, конституционному или общественному порядку Эстонского государства».
В такой формулировке заостренность нового закона против ЭПХЦ стала особенно очевидной. Именно Русскую православную церковь, частью которой является ЭПХЦ, и Патриарха Московского эстонские власти считают «представляющими угрозу национальной безопасности».
В мае 2024 г. эстонский парламент объявил РПЦ институтом, поддерживающим специальную военную операцию России на Украине. В эстонском политическом контексте это и означает ту самую угрозу национальной безопасности. Позднее Лаури Ляэнеметс, занимавший тогда пост главы МВД Эстонии, заявил, что рассчитывает на разрыв отношений между Эстонской православной церковью Московского патриархата (ныне ЭПХЦ) и РПЦ и на признание со стороны ЭПХЦ деятельности Московского патриархата ересью.
Цели эстонских властей и последствия их действий
Ситуация, когда глава МВД светского государства пытается диктовать церковной общине не только ее организационную структуру, но и богословские каноны, сама по себе беспрецедентна.
Смысл этой возни вокруг ЭПХЦ понятен. Эстонские власти всегда считали принадлежность местных православных Московскому патриархату угрозой для себя и пытались ослабить церковную связь с Москвой, а также расколоть местную православную общину. Для этого была создана параллельная православная церковь Константинопольского патриархата, куда перешла в основном эстонская паства. После начала СВО давление на ЭПЦ Московского патриархата усилилось.
Церковь уже вынудили сменить название и максимально дистанцироваться от своего духовного центра, хоть пока и без формального разрыва. Новый закон должен поставить окончательную точку в этом процессе и закрепить юридически отрыв ЭПХЦ от Московского патриархата. Судя по той настойчивости, с которой эстонские «ястребы» пытаются протолкнуть скандальный законопроект, они намерены довести дело до конца и в итоге вынудить президента провозгласить скандальный законопроект.
Естественно, это приведет к росту общественной напряженности. Русские, основные прихожане ЭПХЦ, составляют 25% населения Эстонии. В уезде Ида-Вирумаа они абсолютное большинство, в Таллине проживает порядка 30% русских от общего числа населения. Очевидно, понимая это, президент Карис, которого сложно заподозрить в симпатиях к России и православию, пытается затормозить принятие скандального закона.
Латвийский пример
В соседней Латвии ситуация вокруг местной православной церкви также весьма странная. Как и в Эстонии, здесь проживает крупная русская община, а Латвийская православная церковь (ЛПЦ) является самоуправляющейся в составе РПЦ. В 2019 г. органами государственной власти была зарегистрирована Латвийская православная автономная церковь, которая находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. То есть, как и в Эстонии, имеет место попытка расколоть православную общину, а Константинопольский патриархат традиционно выступает агентом этого раскола. 8 октября 2022 г.
Сейм Латвии изменил юридический статус Латвийской православной церкви на автокефальный. То есть, опять же, светский орган власти на законодательном уровне попытался отторгнуть ЛПЦ от Московского патриархата.
Естественно, в РПЦ это решение не признают и считают ЛПЦ своей составной самоуправляемой частью. В латвийской иерархии в связи с возникшей ситуацией начались разброд и шатания, и часть клира явно впала в автокефальный соблазн. Эта ситуация неоднократно обсуждалась на Синодах РПЦ. Так, в августе 2023 г. Синод РПЦ указывал, что митрополит Рижский и всея Латвии Александр неоднократно уклонялся от канонического порядка богослужебного поминовения Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и требовал от священнослужителей Латвийской Церкви отказаться от канонического поминовения Предстоятеля Русской Церкви.
Весьма вероятно, что подобная участь ждет и ЭПХЦ, если эстонские парламентарии все-таки продавят закон об изменении ее юридического статуса. С точки зрения эстонского законодательства ЭПХЦ будет считаться автокефальной и независимой от Московского патриархата, тогда как РПЦ будет по-прежнему рассматривать ее как свою самоуправляемую часть. При этом эстонский клир будет колебаться и пытаться маневрировать, что будет усугублять внутрицерковные раздоры и способствовать общему ослаблению ЭПХЦ. Очевидно, на это и делается основной расчет.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН