Евгений Сатановский: В мире басмачей у России не может быть интересов

Россия готова восстановить полноценные отношения с Сирией и пересмотреть все соглашения с этой арабской республикой после свершившегося там государственного переворота.

Евгений Сатановский: В мире басмачей у России не может быть интересов
© Свободная пресса

Диалог возобновился по инициативе Дамаска. Его чаяния очевидны: Сирия в настоящее время частично занята войсками Израиля на юге и оккупирована армией самопровозглашенной республики Курдистан на Севере. Дамаску требуется военная и гуманитарная помощь.

Как сообщили в правительстве РФ, в ближайшее время состоится новое заседание межправительственной комиссии двух государств. Ее сопредседатель от России - министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. Сейчас Москва ожидает, кого новые власти в Дамаске назначат сопредседателем межправкомиссии со своей стороны.

О том, какими могут быть интересы России в Сирии, в частности, и на Ближнем Востоке в целом, – «Свободной Прессе» рассказал политолог и международник, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

«СП»: Евгений Янович, правительство России объявило о планах возобновить полноценный диалог с Сирией. Означает ли это, что мы возвращаемся на Ближний Восток в качестве активного геополитического игрока?

- Вопрос только в том, с кем мы там планируем играть? С лидерами запрещённых в России террористических организаций? А кто кроме них сейчас у власти в Сирии? Ну, хорошо, я поздравляю Минстрой с таким диалогом.

У власти в Сирии сейчас находится комбинация из боевиков запрещённых в России организаций. Там есть изрядный процент из выходцев с территории постсоветского пространства, которые мечтают всех нас тут перерезать. Они хотят диалога, но, на мой взгляд, диалог уместен не со всеми, кто хочет поговорить.

На эту тему я развожу руками, как и на тему наших отношений с талибами*, которых мы признали в числе первых на государственном уровне. Причем в рядах талибов не все были рады, что мы их признали, потому что ряд полевых командиров считает нас собаками, и их такое признание не радует, они в шоке.

Мы признали режим талибов в борьбе за наши традиционные ценности при том, что большинство талибов считают женщин другим биологическим видом, и ничего более гомосексуального, чем талибы, на планете не существует.

Вот и в Сирии мы заводим диалог с кем угодно, с людьми, которые ещё вчера зверски, свирепо воевали против нас.

«СП»: То есть мы ведём себя на Ближнем Востоке нерационально?

- Мы там никак себя не ведём. Очень многие мои знакомые в армии так себя не ведут. А те, кто так себя ведут, и греют змей на своей груди, как писал Жан де Лафонтен и переводивший его Крылов, получат примерно то, о чём сообщили эти авторы.

У меня на эту чему был разговор с американским четырёхзвёздным генералом по фамилии Dayton. В бытность американского президента Обамы я расспрашивал этого выдающегося военачальника, почему Госдеп США так внезапно влюбился в ХАМАС? И он взглянул на меня своими грустными глазами старого лемура и сказал: «Понимаешь, мы (Штаты) привыкли везде и за всё держаться обеими руками. И когда одна из наших опор исчезает – мы судорожно хватаемся за всё, что попало. И очень часто хватаемся не за то, что надо, а потом платим за это очень дорого и очень долго».

«СП»: Если говорить не о каких-то конкретных государствах, где Россия обозначает присутствие, а о регионе Ближнего Востока в общем, то у России есть там интересы?

- А Россия – это кто? Назовите ФИО, адрес и должность. У меня лично там нет интересов. А от имени России говорят все, кому не лень. В том числе и те, интересы которых прямо противоположны моим и вашим. Есть группы, которые готовы влезть куда угодно, лишь бы отчитаться перед начальством или заработать для него.

Наших интересов в кругу басмачей нету. А у тех, кто ведёт с ними дела от имени России, видимо, есть интересы. Но это – разная Россия. Сильно разная.

Россия ведёт диалоги с хуситами, которые бомбят гражданские аэродромы. Но мне смысл данных диалогов не понятен.

Если сейчас Российская Федерация возрождает Российскую Империю, которой было дело до всех, кроме себя самой, и которую раскритиковали коммунисты во главе с Лениным, то первым делом нужно легализовать проституцию и желтые билеты. Этим Российская империя отличалась в особенности.

Понятно, что в советское время мы и с каннибалами, людоедами взаимодействовали. Леонид Ильич Брежнев целовался с руководителем африканского государства, в котором готовят пищу из человеческого мяса. Лишь бы там идеалы социализма приветствовались, а кушают пусть то, что им нравится.

Но я надеюсь, что наша современная страна уже вышла из данной стадии развития. Вопрос состоит в том: а нам действительно без таких контактов не обойтись? Или всё-таки можно обойтись? Если никак - ладно, пусть начальство их заводит…

* Деятельность движения «Талибан» была запрещена в России решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г. Однако решением Верховного суда РФ от 17 апреля 2025 г. этот запрет приостановлен.