Эрдоган напомнил Грузии о возвращении турок-месхетинцев
В Тбилиси неоднозначно восприняли напоминание Реджепом Эрдоганом об обязательствах Грузии по возвращению в страну депортированных сталинским режимом в 1944 году турок-месхетинцев, которое президент Турции сделал во время визита в Анкару 12-13 августа грузинского коллеги Михаила Кавелашвили, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
В грузинских СМИ и соцсетях отмечают, что Грузия воздерживается решать этот вопрос уже несколько десятилетий, хотя взяла на себя соответствующее обязательство при вступлении в Совет Европы в 1999 году.
При экс-президенте Михаиле Саакашвили процесс организованного возвращения турок-месхетинцев, который должен был пройти в течение двух лет, планировали начать в 2011 году. При этом называлась цифра в семь тысяч человек из числа потомков выселенных из Грузии примерно 20 тыс. семей турок-месхетницев. Однако это не произошло по неизвестным причинам.
Нынешние власти страны до сих пор избегали обсуждать этот вопрос.
Реджеп Эрдоган заявил об «ожиданиях относительно безопасного и достойного возвращения» и выразил готовность оказать помощь «продвижению процесса».
Турки-месхетинцы изначально были выселены в страны Центральной Азии. В результате известных Ферганских событий от 1989 года большинство турок-месхетинцев и их потомков расселились в России, еще часть – в Азербайджане.
Грузинские СМИ и пользователи социальных сетей считают небезопасным возвращение месхетинцев на историческую родину в компактно населенный армянами регион Самцхе-Джавахети, а также подчеркивают, что это будет способствовать росту влияния Турции на Грузию.
Аналитик Давид Картвелишвили из консервативного движения «Сила народа» не видит возможности начать процесс в ближайшие годы, полагая, что власти Грузии будут «оказывать сопротивление юридически и бюрократически».
По его мнению, в долгосрочной перспективе «теоретически возможно возвращение отдельных индивидуумов, что уже происходило в последние годы без излишнего шума, неофициально и не в массовом порядке».
Также этот эксперт не исключает, что президент Турции затронул тему из расчета на внутреннего потребителя, чтобы усилить свои позиции внутри страны как лидера, заботящегося о всех турках, где бы они не проживали.