Строительство «Моста Трампа» в Армении может поставить под угрозу проект «Север — Юг», считают в Госдуме
Уже совсем скоро в Вашингтоне должна состояться трехсторонняя встреча премьер-министра Армении Николы Пашиняна, президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента США Дональда Трампа. Ее ключевым событием может стать подписание соглашения, предусматривающего строительство «Маршрута Трампа во имя международного мира и процветания» — транспортного коридора, который пройдет по территории Армении. О том, какие геополитические последствия может повлечь за собой это решение, какие риски оно несет для России и как нашей стране их избежать, «Парламентской газете» в пятницу, 8 августа, рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.
«Затрагивает крайне важные геополитические аспекты»
— Алексей Васильевич, в среде экспертов бытует мнение, что строительство «Моста Трампа» способно сильно поменять расстановку сил на Южном Кавказе в целом и повлиять на положение России в регионе в частности. Согласны ли вы с этим?
— Да, безусловно, с этим мнением трудно не согласиться. Проект нового транспортного коридора предполагает передачу американской компании в аренду сроком на 100 лет 40-километрового участка так называемого Зангезурского коридора, который является крайне важным стратегическим объектом, причем не только для Армении, но и для России. Дело в том, что прокладка «Моста Трампа» ставит под большой вопрос реализацию сразу нескольких перспективных инфраструктурных проектов — в том числе проекта «Пояс и путь», предложенного Китаем, а также международного транспортного коррида «Север — Юг» от России до Ирана и Индии. Поэтому здесь, конечно, очень важно понимать детали соглашения, поскольку оно затрагивает крайне важные геополитические аспекты.
— Есть ли угроза размещения иностранных войск или иного вооруженного контингента на территории коридора?
— Насколько сегодня можно судить на основании данных из открытых источников, на новом маршруте действительно планируется разместить вооруженную охрану — до тысячи человек. Предполагается, что это будут сотрудники некоей частной военной компании.
— Но де-факто она все равно будет находиться под контролем США.
— Да, безусловно. Строго говоря, юридически эта ЧВК должна будет обеспечивать безопасность логистики, перемещения товаров по новому коридору. Но мы прекрасно понимаем, что присутствие любых войск в непосредственной близости от границ России — неважно, частных или регулярных — это определенный элемент напряженности. Тем более что нет ясности, как будет регламентироваться транзит военных грузов по новому коридору, будет ли он вообще и так далее. Но, повторюсь, главное, чтобы реализация этого проекта не стала препятствием для нашего коридора «Север — Юг». Это ключевой аспект.
«Единственный выход — усиливать дипломатическую работу»
— По мнению экспертов, планирующееся соглашение несет очевидные убытки для самой Армении: от утраты контроля над важной частью территорий до обострения отношений с Россией. Насколько, на ваш взгляд, эти опасения оправданны и что заставляет руководство страны идти на такие риски?
— Соглашение появилось недавно, всего две-три недели назад, и, конечно, никаких ключевых деталей в открытом доступе пока что никто не публиковал. Основные его бенефициары вполне понятны — это прежде всего Турция и США. Но вот какие конкретно компании его готовили — пока ясности нет, хотя это самое интересное. На первый взгляд — да, безусловно, Армения от его подписания теряет, и теряет сильно. Поэтому позиция господина Пашиняна тут не вполне понятна, и на какую выгоду он рассчитывает — тоже. Думаю, нужно дождаться хоть каких-то достоверных деталей и уже на их основании делать выводы.
— Может ли Россия каким-либо образом повлиять на подписание соглашения?
— Не стоит забывать о том, что распоряжение своими территориями и заключение стратегических союзов и партнерств — это внутреннее дело Армении, а вмешиваться во внутренние дела суверенных государств, согласитесь, не в нашей практике и не в нашем стиле. Но вместе с тем нам определенно нужно усиливать дипломатическую работу — с самой Арменией, Азербайджаном, Ираном как ближайшим партнером в строительстве коридора «Север — Юг» и, конечно, Соединенными Штатами. При этом условии наши национальные интересы не должны пострадать.