Руслан Калинчук: «Я склоняюсь к мнению, что Украинская православная церковь митрополита Онуфрия находится в расколе»
В минувшие выходные архиепископ Севастийский Феодосий (Иерусалимская православная церковь) заступился за украинское православие, поддержав митрополита УПЦ Онуфрия, гонимых режимом Зеленского священников, монахов и паству.

«МК» обратился за комментариями к Руслану Калинчуку, эксперту по вопросам религии, выходцу с Западной Украины и бывшему униату, вернувшемуся в лоно Русской церкви и постоянно выступающему в ее защиту.
- Позиция архиепископа Феодосия заключается в категорическом непризнании так называемой «ПЦУ» и других раскольнических структур на Украине. В целом Иерусалимский патриархат придерживается такой же линии?
- Иерусалимский патриархат, слава Богу - одна из главных, причем древних, церквей, последовательно не признающих «Киевский патриархат», а затем «Православную церковь Украины». И да, недавно один из видных иерархов призвал молиться за гонимую УПЦ.
- Имя архиепископа Феодосия постоянно появляется в новостных заголовках. Правильно ли я понимаю, что он один из ключевых спикеров Иерусалимского патриархата?
- Он человек медиа-активный и действительно один из главных спикеров.
- Между тем голоса в защиту украинского канонического православия звучат не так часто, как хотелось бы. В чем причина и на кого еще могут рассчитывать в Украинской православной церкви?
- Активно поддерживает УПЦ Сербская православная церковь. Я лично знаю патриарха Порфирия: Его Святейшество хорошо разбирается в украинском вопросе. Плюс Сербская православная церковь – исторически союзная Русской Церкви.
Но мы вынуждены оговорить, что в православном мире не особо слышны голоса в защиту УПЦ.
Однако это обусловлено позицией самой УПЦ. Мы помним, что в мае 2022 года состоялся так называемый Собор в Феофании, принявший ряд неканонических решений.
И сегодня в УПЦ никто вам не пояснит, какой у них статус. Я склоняюсь к мнению, что церковь под руководством митрополита Онуфрия находится в расколе, учитывая их заявления об отмежевании от РПЦ. Пункты Устава, где шла речь о Московском патриархате, фактически убрали (под давлением власти, - прим. “МК”), в том числе положения о благословлении митрополита Киевского Предстоятелем РПЦ, пункт о том, что митрополит Киевский является членом Священного Синода РПЦ, сведения о том, что УПЦ получает миро от РПЦ – все это удалено. По факту это – раскол.
В любой момент Московский патриархат чисто технически может объявить, что Украинская православная церковь пребывает в расколе.
А мировым православием, напомню, УПЦ признавалась и признается исключительно как часть Русской церкви.
- Правильно ли я понимаю, что «Феофания» (канонический разрыв или как минимум «постановка на паузу» канонического общения с РПЦ) Онуфрию ничего не дала и не предотвратила гонения?
- Она и не могла ничего предотвратить. Перед украинской властью стоит задача загнать УПЦ в ПЦУ либо физически ее уничтожить.
Три года назад «Службу по вопросам этнополитики и свободы совести» возглавляла Елена Богдан – человек не то что бы симпатизирующий УПЦ, но хотя бы старавшийся соблюдать формальную законность и объективность.
Думаю, именно от нее Онуфрию передали предложение формально «подчистить» нормативные документы с обещанием, что в таком случае их трогать не будут.
Но это логика дьявола. Ему всегда недостаточно палец откусить, он отхватывает всю руку. Онуфрий как деятель, ищущий компромисса и всегда идущий на компромисс с властью, в данные ему обещания поверил.
Но его обманули. Киево-Печерскую лавру у УПЦ отняли после «Феофании». И после нее приняли ряд дискриминирующих законов, в том числе позволяющих отменять регистрацию общин УПЦ.
- Если бы разрыва с Русской церковью не произошло, но украинских священников и верных тотально бы подвергли репрессиям, для УПЦ это было бы лучше, чем нынешнее «подвешенное» положение?
- С точки зрения канонов раскол является тягчайшим грехом. Иоанн Златоуст говорил: «Грех раскола не смывается даже мученической кровью». Раскольник находится вне Церкви, раскол есть то, что маскируется под Церковь.
Если бы они не пошли на торги с режимом в Киеве, в УПЦ страдали бы за Христа. А так, они страдают из-за собственного конформизма и соглашательства.
Я убежден: если бы Киевская митрополия твердо держалась своей каноничности, за них бы заступались гораздо чаще.
- Что делать украинским верующим, выступающим против раскола с РПЦ? Уезжать в Россию? Пытаться выехать в Болгарию, Сербию, любую страну, где есть каноническая православная церковь?
- Если исходить из буквы Канона, УПЦ пребывает в расколе и таинства в ней недействительны.
Другое дело, что в РПЦ понимают, каково положение православных верующих на Украине и проявляют к ним снисхождение. Если бы мы сказали об угрозе раскола, мы бы вынудили верных Русской церкви проявить себя.
- И тем самым подставили бы их под удар?
- Я не хотел употреблять это слово, но так бы и было. Что делать верующим? Из Украины свободно не уедешь, в особенности, если ты мужчина.
Так что нужно молиться о победе русской армии. Надеяться на Украине тем, кто считает себя русским православным человеком, больше не на что. Альтернативы победы России нет: только русский солдат спасет украинское православие.
И есть смысл готовиться к переходу в катакомбы: служить придется по квартирам, гаражам, думать придется над тем, надежны ли соседи, не донесут ли. И быть готовыми к штрафам и вызовам в СБУ. Это путь мученичества, но иного пути нет.