«Выборы точно сметут PAS, Санду, возможно, останется какое-то время президенткой. Хотя, если по-честному, она сама должна будет уйти в отставку — добровольно. Наверняка Урсула ей пообещала какую-то синекуру в Еврокомиссии по румынской квоте».
Намедни президентка Молдавии Майя Санду после заседания Совета безопасности, который недавно перешёл в её прямое подчинение, разразилась рядом гневных заявлений. В том числе голословно и бездоказательно обвинила Россию во вмешательстве в предстоящие парламентские выборы, которые должны состояться 28 сентября. Пластинка, надо сказать, заезженная. Мол, «демократия в опасности, злые русские орды заставляют молдаван голосовать против действующей власти».
Такое мы видели и раньше. И в США, и в других западных странах. Известная политтехнология «отвлечения на негодную цель», в то время как рейтинги властей ниже плинтуса.
Нужно отметить, что пятилетка партии «Действие и солидарность» (PAS) с Санду во главе — это провал по всем направлениям социально-экономического развития. В смысле деградации всех направлений — от экономики и инфраструктуры до глубокого кризиса политической системы и отсутствия образа будущего для молдаван. Вернее, так: кто не хочет стать румыном, тот либо сразу враг, либо под подозрением.
Тут ещё любопытно отметить, что буквально прошлой осенью сама Майя Санду с большим скрипом и европейской смазкой от доктора Урсулы пролезла-таки снова в президентский дворец. Ну как дворец? Дача по нашим меркам. Но в нищей стране это, конечно, высший шик.
Так вот, на президентских выборах Санду (вернее сказать, приставленные к ней европейские политтехнологи в погонах) сумела провернуть трюк с голосованием диаспоры. Где пассионарная часть почти 400 тыс. активных избирателей (а это практически 20%). Молдаване, которые работают в России, просто были отрезаны от участия в выборах. А вторая, приблизительно такая же половина в европейских странах, где она находится на полулегальном зависимом положении, напротив, голосовала обильно, на множестве специально открытых участков — и, конечно, голосовала как надо, то есть за Санду.
В итоге тогда внутри страны Майя Санду проиграла во втором туре бывшему прокурору Стояногло, но за счёт голосов, обеспеченных европейской молдавской диаспорой, сумела на 1% обойти оппонента.
Молдавия, вообще-то, парламентская республика, поэтому главные выборы — в этом году. После выборов новый парламент сформирует правительство. Президент в Молдове — фигура декоративная. У неё власти было меньше, чем у английского короля.
Было, пока в преддверии выборов несколько месяцев назад, вопреки Конституции, не начали активно усиливать позиции Санду. В первую очередь в репрессивном смысле. Так вот, Совет безопасности решением парламентского большинства (PAS) был прямо подчинён президенту. Более того, наделён полномочиями на ряд репрессивных действий без решения суда.
Например, закрывать любые СМИ на срок 30 дней с продлением ещё на 30 дней. Ну то есть любые неугодные лично Санду СМИ, в том числе сайты и блоги.
И вчера по итогам первого заседания в новом формате президентка Санду вышла к микрофону и зачитала написанный, очевидно, технологами от Урсулы манифест «об угрозе демократии со стороны Кремля». Тут вам и подкуп избирателей, и финансирование оппозиции, и информационные атаки через Telegram (sic!), и даже запуск независимых, в общем-то, прорумынских кандидатов, которые должны потеснить PAS в парламенте. То, что это всё голословно и плод нездорового воображения писателей-технологов из Германии, понятно. Россия, как широко известно, никогда не вмешивается во внутренние дела других государств, тем более в чужие выборы. О чём незамедлительно напомнил официальный представитель Кремля Д. Песков.
Тут любопытно другое: буквально накануне вечером в интервью одному популярному молдавскому телеканалу председатель ЦИК Молдовы Анжелика Караман разъяснила молдавской общественности, кто может вмешиваться в молдавские выборы.
«Есть большая разница между ЕС и другими государствами. Молдова уже в шаге от того, чтобы стать членом ЕС, поэтому вмешательство такой страны, как Франция, в наши выборы не считается внешним вмешательством. Даже когда речь идёт о прямом финансировании политических сил, мы не считаем это формой электоральной коррупции. Это нормально, когда соседи заботятся друг о друге и поддерживают развитие демократии», — буквально и, надо полагать, официально заявила глава молдавского Избиркома.
В качестве примера Караман привела соседнюю (sic!) Францию, чьи спецслужбы сыграли решающую роль в операции с диаспорой.
Честно говоря, такой каминг-аут просто всё объясняет и с молдавским суверенитетом, и с планами Урсулы на молдавское будущее.
Правда, эти планы идут сильно вразрез с мнением самих молдаван. И дело даже не в ложном императиве деления граждан на «проевропейских» и «пророссийских». Большинство населения Молдовы против бардака, который устроили в стране пасовцы с Санду.
С тем, что Молдавия географически в Европе, может поспорить только идиот. То, что Молдавия сегодня — это самое нищее государство континента, тоже видно невооружённым глазом. Конечно, в ЕС полно своих нищих, и точно все эти разговоры про принятие Молдавии в ЕС не более чем трюк для отвода глаз.
Это понимают и чувствуют молдаване. Они устали от такой жизни и от такой власти.
Выборы точно сметут PAS, Санду, возможно, останется какое-то время президенткой. Хотя, если честно, она сама должна будет уйти в отставку — добровольно. Наверняка Урсула ей пообещала какую-то синекуру в Еврокомиссии по румынской квоте. Президентка Молдавии же гражданка страны ЕС.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.