Почему Макрон признает Государство Палестина на Генассамблее ООН
Предстоящая в сентябре "Высокая неделя" на Генассамблее ООН в Нью-Йорке может пройти под знаком Палестины, если президент Франции Эмманюэль Макрон сдержит обещание и признает палестинское государство. Очевидно, что громкое заявление прозвучит в ходе выступления с ооновской трибуны французского лидера. Хозяин Елисейского дворца отдельным письмом проинформировал о своих планах президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Если Макрон получит поддержку со стороны колеблющейся на данный момент Британии - а такой сценарий нельзя исключать, то дискуссия обещает быть жаркой. Ни Израиль, ни США с такой постановкой вопроса стопроцентно не согласятся. Более того - в США по-прежнему действует закон, запрещающий финансировать международные организации, которые признают Государство Палестина, и это стало одной из причин грядущего выхода Америки из ЮНЕСКО.
С точки зрения юридической решение Парижа ничего не меняет - право признавать или не признавать Палестину независимым государством есть у любой страны. Израильские власти предупредили, что сократят с французами обмен разведданными и в дальнейшем будут мешать региональным инициативам Франции. Белый дом публично инициативу Макрона не комментирует, но очевидно, что в окружении Трампа ее сочтут вредной для ближневосточного урегулирования, где каждое неловкое обещание способно нарушить баланс сил и сорвать закулисные переговоры. Министр диаспоры Израиля Амихай Чикли в качестве реакции правительства на планы президента Франции разместил в соцсети "гифку", на которой Макрон получает пощечину от супруги Брижит.
Признание Францией Государства Палестина в расстановке сил "на земле" ничего не изменит
Спешка официального Парижа с признанием Палестины имеет основания - на днях израильский парламент, как утверждает Israel National News, принял резолюцию, где территория Западного берега реки Иордан названа неотъемлемой частью родины еврейского народа. Фактически документ дает правовые основания Тель-Авиву аннексировать часть расположенных на Западном берегу палестинских земель. С учетом не ясного будущего статуса сектора Газа, который де-юре считается палестинским, но де-факто представляет зону боев с ХАМАС, может так случиться, что у Государства Палестина просто не окажется собственной территории. Ползучее продвижение израильских поселений на Западном берегу Иордана превратило палестинский анклав в лоскутное одеяло, из которого и прежде было чрезвычайно сложно собрать единую страну. А в нынешней ситуации эта задача выглядит непосильной, если только Израиль добровольно не пойдет на уступки. И не согласится с палестинским требованием считать столицей будущего Государства Палестина Восточный Иерусалим. Но это совсем из разряда фантастики.
Так что признание Францией, а возможно, и Британией Государства Палестина в расстановке сил "на земле" ничего не изменит. Но с точки зрения международных норм такие подвижки означают многое. По состоянию на 2024 год независимость Палестины признали 147 из 193 государств. Однако статус полноправного члена ООН палестинцы не получили - против выступали три члена Совета Безопасности ООН - Франция, Британия и США. Но теперь Макрон обещал Палестину признать государством и уговаривает сделать то же самое Лондон. Оставив США в одиночестве противостоять мировому сообществу по палестинскому вопросу.

Заранее озвученные планы Елисейского дворца - асимметричный ответ Трампу на его решение ввести пошлины на европейские товары, что больно ударит по французским производителям. Для Британии, заключившей с США торговое соглашение, ситуация выглядит менее катастрофичной. На окончательное решение премьера Кира Стармера по палестинскому вопросу может повлиять отношение к инициативе Макрона со стороны других европейских лидеров. Единого мнения на этот счет нет. Как заявила премьер Италии Джорджа Мелони, "я сильно поддерживаю палестинское государство, но против его признания до того, как оно будет учреждено". В том же духе высказался канцлер Германии Фридрих Мерц, отказавшийся предпринимать что-либо, наносящее ущерб интересам Израиля.
Заявление Макрона о признании Государства Палестина на Генассамблее ООН укрепит позиции главы Франции внутри собственного, наводненного мигрантами с Востока государства, вновь всколыхнет арабский мир и поднимет авторитет хозяина Елисейского дворца в бывших французских колониях Африки. Конечно, личные отношения между Макроном и Трампом пострадают, но они и так сегодня находятся в отрицательной зоне.
Особенно после того, как американская журналистка на своем канале в соцсети разместила фильм, где утверждает, что супруга французского лидера - бывший мужчина. А президент США за честь Макрона не посчитал нужным заступиться.