Западная пресса увидела скорый конец дружеских отношений Мерца и Макрона
Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер ФРГ Фридрих Мерц в среду встречаются в Берлине, чтобы обсудить НАТО, торговый спор между США и Евросоюзом и ряд других актуальных вопросов. Зарубежная пресса сдержанно оценивает предстоящее рандеву, допуская, что оформившийся в мае «медовый месяц» двух лидеров подходит к концу. Как отмечает Euractiv, «локомотив под названием «Мерцкрон» рискует заглохнуть». Разбираемся, откуда такой скепсис.

С самого утра со стороны Берлина на немецкую периферию без остановки летит забивающая все дыхательные пути пыль. И нет, это не песчаная буря. Просто канцлер ФРГ Фридрих Мерц судорожно выбивает залежавшуюся красную ковровую дорожку, ожидая прибытия президента Франции Эммануэля Макрона, который наверняка доглаживает ради встречи с «любимым» самую лучшую рубашку. Вот только всё это лишь визуальные атрибуты мифической дружбы. Иллюзия хороших взаимоотношений. На деле же – стремительно растущая напряжённость между политиками.
Со стороны Берлина всё продумано так, будто действительно намечается романтическое свидание. Мерц примет Макрона в исторической вилле Борзиг на окраине Берлина, где немецкий лидер устроит символический вечер: прогулку по саду, короткое джазовое выступление виртуоза-трубача Тиля Бреннера и частный ужин. Это мероприятие призвано заложить основу для более расширенного совместного заседания правительства Франции и Германии, которое состоится в конце августа.
Однако, несмотря на тщательно продуманную программу, появляется всё больше признаков того, что первоначальная теплота в отношениях между двумя европейскими лидерами угасает. Как говорится, уже и небо не столь розовое, а в глазах нет былого огня.
Когда Мерц посетил Париж в начале мая, вскоре после вступления в должность канцлера, оба обоюдно пообещали перезагрузить франко-германские отношения после периода застоя при предшественнике Мерца, Олафе Шольце. Однако с тех пор динамика замедлилась из-за растущих политических разногласий.
Возникли разногласия и по поводу проекта истребителя FCAS, и два лидера по-разному оценивают ход торговых переговоров между Европейским союзом и США в то время, как приближается крайний срок, установленный Дональдом Трампом для введения 30%-ных пошлин на товары блока.
На личном уровне Макрон и Мерц стараются сохранять теплоту, цепляясь за немногочисленные общие черты. Так, у обоих за плечами имеется общий финансовый опыт, оба они обладают зачастую напористым стилем общения. Но, как отмечает и Bloomberg, и Euractiv, политический «медовый месяц», похоже, закончился. Учитывая растущий список острых вопросов для обсуждения, локомотив под названием «Мерцкрон» рискует заглохнуть.
Тем не менее, на встрече политики готовятся обсудить ряд болезненных вопросов. Мерц и Макрон попытаются урегулировать разгорающийся франко-германский конфликт по поводу разработки совместного истребителя нового поколения Future Combat Air System. Их романтическо-рабочий ужин считается критически важным для возобновления работ над новым боевым самолётом на фоне препирательств между двумя основными оборонными подрядчиками за контроль над проектом.
Мерц признал наличие разногласий на пресс-конференции в начале этого месяца и предупредил Париж, что уже существующие соглашения между Германией, Францией и Испанией по проекту следует уважать.
Мерц и Макрон также обсудят дальнейшие шаги в рамках другого совместного оборонного проекта: создания боевого танка нового поколения (Main Ground Combat System). В то время как Франция лидирует в проекте постройки истребителя, Германия взяла на себя руководство проектом боевого танка.
Ожидается, что оба лидера также обсудят дальнейшие поставки вооружения на Украину, особенно систем ПВО. Германия ведёт переговоры с США и другими союзниками в Европе о поставке Украине до пяти дополнительных систем Patriot.
Германия и Франция также не сходятся во взглядах в вопросах торговли. Макрон подталкивает государства-члены ЕС к тому, чтобы быть готовыми задействовать самый мощный торговый инструмент Евросоюза против США, если обе стороны не достигнут приемлемого соглашения к 1 августа. Так называемый антипринудительный инструмент, который теперь поддерживают более полудюжины европейских столиц, предоставляет широкие полномочия для принятия ответных мер, включая новые налоги на американских технологических гигантов, целенаправленные ограничения на инвестиции США и ограничение доступа на рынок ЕС.
Но канцлер ФРГ ломается. До сих пор Мерц разделял мнение подавляющего большинства столиц, которое заключается в том, чтобы продолжать переговоры и найти согласованный выход из тупика, сохраняя при этом угрозу ответных мер, соразмерных ущербу от американских пошлин.
Ещё одной сложной сферой является энергетика, где Франция в значительной степени полагается на ядерную энергетику, от которой Германия решила постепенно отказаться, перейдя на солнечную и ветровую.
Париж хочет, чтобы Берлин взял на себя обязательство по «технологическому нейтралитету» и фактически классифицировал ядерную энергетику как безопасную для климата.
Предыдущее правительство Германии, состоящее из социал-демократов и «зелёных», отвергало это, однако правоцентристская партия ХДС/ХСС Мерца может быть более открыта для этой идеи.
В совместной газетной статье в мае оба лидера пообещали «перезапустить энергетическую политику» и «равное отношение на уровне ЕС ко всем видам энергии с низким уровнем выбросов».