Юрист Королев о штрафах за поиск запретных материалов: Нужны разъяснения ВС
Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству предложил принять в третьем, окончательном чтении нашумевший законопроект, который помимо прочего вводит штрафы за умышленный поиск в Сети экстремистских материалов.
Принципиальный момент: как пояснили "РГ" юристы, обычных граждан штрафы коснуться не должны. Потому что главным в новых нормах является не слово "доступ" (то есть чтение), а понятие "умышленное". Штрафы предусмотрены для тех, кто целенаправленно ищет "горячие материалы", чтобы пропитаться идеями ненависти. Даже обычное любопытство - мол, а что написано в той запретной книжке? - под такую статью не подпадает.
Фактически инициатива запрещает экстремистам самоподготовку и обучение других науке ненависти
По крайней мере, в этом уверены (и на это надеются) те юристы, с которыми пообщался корреспондент "РГ". Потому что если разбирать нормы буквально, одного факта, что в память вашего компьютера затесался какой-то запрещенный материал, недостаточно, чтобы привлечь к ответственности. Не накажут и за то, что на вашем компьютере установлен VPN. Хотя рекламировать такие программы нельзя.
"Конечно, многое зависит от того, как будет складываться практика, - рассказала "РГ" член Ассоциации юристов России Александра Королева. - Потому хотелось бы, чтобы Верховный суд России дал в ближайшее время подробные разъяснения, как должны применяться данные нормы".
В целом подготовленные поправки в КоАП вносят целый ряд новаций. В этом же проекте предусматриваются штрафы за передачу посторонним SIM-карт, за помощь в авторизации постороннему пользователю Сети и т.п. Данные нормы в первую очередь направлены на борьбу с телефонными мошенниками. Этим же проектом вводятся и штрафы за "умышленное осуществление поиска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заведомо экстремистских материалов".
Штраф для нарушителей, решивших достать в Сети запретный плод, составит от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Это немного. Но именно эта норма вызвала наибольший резонанс. Планируется, что Госдума рассмотрит законопроект в третьем чтении во вторник, 22 июля.
Член АЮР, управляющий партнер юридического Легес Бюро Мария Спиридонова напоминает, что третье чтение является техническим: на этом этапе никакие существенные правки в проект не вносятся.
В данном случае, как рассказывают некоторые осведомленные эксперты, не было желания завязать всем гражданам глаза под угрозой штрафов. Ставилась скорее техническая задача, связанная с совершенствованием алгоритмов расследования экстремистских преступлений. Нормы направлены против тех, кто создает экстремистские группы, проходит подготовку, обучает других. Не случайно в одной фразе повторяются слова "умышленное" и "заведомо". Правоохранителям будет недостаточно найти в гаджетах человека запрещенный материал. Необходимо будет доказать, что он системно и целенаправленно искал запрещенные материалы. Причем не просто абстрактную "запрещенку", а конкретные экстремистские материалы из списка Минюста. Более того, если человек искал книгу какого-то писателя-экстремиста, это само по себе ненаказумо. Надо доказать, что человек точно знал: эта книга находится в списке Минюста.
Но когда на скамье подсудимых находится экстремистская группировка, один из фактов, который надо юридически доказать, - это изучение и распространение данной группой экстремистских идей и материалов. Таким доказательством может стать решение суда о привлечении к административной ответственности за умышленный поиск заведомо экстремистских материалов. Таким образом, привлекая человека за "неправильное чтение", суд должен изучить все обстоятельства, в том числе поведение человека, его высказывания, его планы и т.п. Нужен весь контекст.
Фактически предлагаемая инициатива делает наказуемой самоподготовку экстремистов, чтобы потом учитывать данные факты в ходе рассмотрения уголовных дел.
Но есть один нюанс, на который обращают внимание представители гражданского общества: под предлагаемую статью подпадают и исследователи. В том числе ученые, журналисты и различные аналитики. Журналист должен пользоваться первоисточниками. Потому и ученые, и журналисты часто умышленно ищут заведомо экстремистские материалы. Чтобы честная работа интеллектуалов не стала наказуемой, стоит либо предусмотреть исключения в законе, либо дать соответствующие разъяснения Верховного суда страны.