Азербайджан без Алиева. Что выигрывает Россия
Азербайджан видит огромный потенциал для упрочения партнерских отношений с США. Об этом, выступая на III Шушинском медиафоруме, заявил президент АР Ильхам Алиев.
Он отметил, что Дональд Трамп «активно участвует в процессах, происходящих на Южном Кавказе» и делает огромную работу для окончательного урегулирования затянувшегося конфликта между Арменией и Азербайджаном.
На фоне резкого обострения с Россией Алиев решил заручиться поддержкой Трампа? Логично. Но интересно, разрешила ли ему это Турция. И на что «кебаб», как называют Алиева в соцсетях, рассчитывает в отношениях с США, ведь американские президенты приходят и уходят …
– Понятно, что в Баку надеются на улучшение отношений с Вашингтоном после того, как они осложнились в конце 2023-го, в последний год работы администрации Джозефа Байдена, – говорит политический аналитик Михаил Нейжмаков.
– Еще в период американской президентской кампании 2024 года в экспертном сообществе и СМИ Азербайджана многие рассчитывали, что возвращение в Белый дом Дональда Трампа поможет эти отношения восстановить. На его победу явно многие рассчитывали и среди сторонников Реджепа Эрдогана в Турции (впрочем, опасения в связи с таким сценарием частью тамошних экспертов тоже высказывались).
Для Анкары стремление Баку наладить отношения с Вашингтоном вряд ли является сюрпризом. Тревожность турецкого руководства могла бы вызвать, например, ситуация, при которой США проявляли ли бы повышенный интерес к работе с Азербайджаном, а отношения Анкара-Вашингтон, напротив, ухудшались бы. Но сейчас о подобном речь не идет.
«СП»: А что Вашингтон? Ему какое дело до Азербайджана?
– Южный Кавказ сейчас явно не в центре внимания Дональда Трампа. Не зря Ильхам Алиев сделал оговорку, что президент США сейчас «занят более глобальными вопросами международной безопасности».
Однако в центре внимания Трампа традиционно находятся вопросы энергетической политики, а также ситуация вокруг Ирана. Поэтому обладающий нефтегазовыми ресурсами и граничащий с Ираном Азербайджан будет представлять для США определенный интерес.
Стоит учесть, что в действующей администрации Трампа есть чиновники, которые ранее высказывались о Баку достаточно прохладно. Например, госсекретарь Марко Рубио, еще будучи сенатором, летом 2023 года призывал ввести санкции против официальных лиц Азербайджана.
Хотя, понятно, что политик может менять подходы после перехода в исполнительную власть. А Южный Кавказ всегда был для Рубио менее приоритетным направлением, чем Латинская Америка или Китай.
Возможно, упоминая о позитивных для Баку сигналах, поступающих из Вашингтона, Ильхам Алиев имел ввиду и реплику Майка Уолтца, выдвинутого Трампом на должность американского постпреда при ООН, что «Азербайджан стремится сблизиться с США».
Но также вполне вероятно, что слова Ильхама Алиева про «потенциал для упрочения партнерских отношений с США» могла быть произнесена с учетом, что ее услышат в Москве.
То есть, Баку может таким образом стремиться показать, что его переговорные позиции укрепятся в ближайшем будущем. Впрочем, это не значит, что администрация Трампа будет для Баку беспроблемным партнером.
«СП»: Вашингтон, кажется, декларировал, что ему претят постсоветские монархии. Кстати, как в Азербайджане с демократией?
– Критика по поводу политической ситуации там периодически высказывается американскими конгрессменами, причем, как демократами, так и республиканцами. Например, представители обеих партий были в числе 60 парламентариев, подписавших в марте этого года письмо к Марко Рубио с призывом немедленно прекратить помощь США Азербайджану в военной сфере.
Хотя основная часть письма касалась отношений Баку с Арменией, а также карабахского вопроса, в нем также содержалась реплика, что «мы не можем просить американских налогоплательщиков субсидировать эту … жестокую и коррумпированную диктатуру».
Но для самого Трампа претензии к внутренней политике других стран (особенно, если они находятся за пределами Западного мира) куда менее характерны, чем для администрации Байдена. Поэтому с командой нынешнего президента США Баку, в целом, действительно, может быть, проще работать, чем с его предшественником.
«СП»: Почему бы Москве не поработать с азербайджанской оппозицией?
– Граждане Азербайджана, являющиеся медийными фигурами и при этом критикующие Алиева, конечно, есть.
Ряд из них находится за пределами страны. Есть и выступающие за сближение с Москвой. Найти критиков, готовых работать с Россией, можно, но в нынешних условиях это вряд ли создаст реальные внутриполитические угрозы для руководства Азербайджана, по крайней мере, в ближайшее время.
«СП»: Для России, вероятно, потерян Алиев, но не Азербайджан? Или кто бы ни пришёл на место Алиева, ничего не изменится?
– Вполне возможно, что и с Ильхамом Алиевым Москва еще договорится. В политике часто резкая риторика служит «дымовой завесой» для активных непубличных переговоров. Другое дело, что Баку сейчас – более амбициозный игрок, чем несколько лет назад. А значит, вести такие переговоры будет сложнее, чем, условно, пару лет назад.
– США интересны все государства, богатые нефтью. Азербайджан входит в их число, – отмечает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин. – Не следует ориентироваться на американские декларации идеологического характера.
Нежная дружба с той же Саудовской Аравией показывает, что «демократичность» режима зависит от отношений с Вашингтоном.
После фактического разрыва отношений с Россией Алиев рассчитывает укрепить отношения с США, чтобы не слишком зависеть от Турции.
Для восстановления былого влияния в бывших республиках СССР, России потребуется для начала выиграть СВО. Победитель, страна, доказавшая свою силу, сможет рассчитывать на уважение.
Если говорить о работе с азербайджанской оппозицией, то этим нужно было начать заниматься десятилетия назад. Задействовать гражданское общество, а не ограничиваться контактами с ненадёжными местными элитами.
В настоящее время Алиев, победитель Армении, пользуется в Азербайджане безусловной поддержкой. Чтобы дождаться пророссийских плодов, потребуется изменить текущую политику и работать десятилетия.
В качестве инструмента давления можно обратить внимание на криминальную обстановку в азербайджанской диаспоре и источники происхождения ее средств.