История Tesla — это история взлета, казалось бы, невозможного. Всего за 18 лет скромный стартап превратился в одного из крупнейшего в мире производителя электромобилей, чья рыночная капитализация в пике превышала 1,5 триллиона долларов. Однако сегодня будущее компании оказалось под угрозой из-за неожиданного фактора — публичной вражды между Илоном Маском и президентом США Дональдом Трампом.
Tesla всегда была больше, чем просто автопроизводитель. Ее успех строился на трех китах: технологических инновациях, культе личности Маска и — что часто упускают из виду — масштабной государственной поддержке. Согласно финансовому анализу, в 2024 году 38 процентов прибыли компании (где-то 2,8 миллиардов долларов из 7,1) пришлось на «регуляторные кредиты» — субсидии, которые Tesla получает за производство электромобилей и затем продает традиционным автопроизводителям, не выполняющим квоты по «зеленому» транспорту.
Еще более показательна статистика за первый квартал 2025 года: 595 миллионов долларов доходов от кредитов против 409 миллионов долларов чистой прибыли. Проще говоря, без государственной поддержки Tesla работала бы в убыток.
Все изменилось, когда Дональд Трамп, вернувшийся в Белый дом, начал масштабное сокращение программ поддержки экологичных технологий. В июне 2025 года администрация отменила право Калифорнии устанавливать квоты на электромобили, что поставило под удар аналогичные программы в других штатах. Одновременно был урезан федеральный налоговый вычет в 7500 долларов для покупателей электрокаров — для Tesla, продавшей в США 630 тысяч авто в 2024 году, это потенциальные потери 4,7 миллиарда долларов.
«Если бы все эти программы отменили, Tesla начала бы терять деньги, а акции рухнули», — констатирует скептически настроенный аналитик.
Напряжение достигло пика, когда Трамп в своем посте в Truth Social написал: «Илон, возможно, получил больше субсидий, чем кто-либо в истории. Без них ему пришлось бы закрыть лавочку и вернуться в Южную Африку».
Эти слова прозвучали особенно болезненно, учитывая, что всего годом ранее Маск активно поддерживал Трампа на выборах. Но теперь президент, известный своим скепсисом к «зеленой» энергетике, явно рассматривает Tesla как символ политики, которую он стремится свернуть.
Последствия не заставили себя ждать. Сообщается, что рыночная стоимость Tesla упала вдвое с пиковых значений в декабре 2024 года, а продажи в Европе и Австралии сократились на 44–62 процента из-за призывов бойкотировать бренд после поддержки Маском Трампа. Кроме того, теперь лидером по глобальным продажам электромобилей стал китайский производитель BYD.
«Илон играет в очень опасную игру», — считает один из первых инвесторов Tesla, сейчас распродающий свои акции, Росс Гербер. Он даже пытается избавиться от своего «кибертрака»: «Люди так ненавидят Tesla сейчас, что мне некомфортно ездить на нем».
В то время как одни, как Гербер, спешат выйти из акций, другие видят в кризисе возможность. Дэн Айвс называет Tesla «крупнейшей AI-компанией мира» и верит в перспективы ее технологий автономного вождения, несмотря на провальные тесты в Остине.
«Субсидии были корнями Tesla, но теперь она должна стоять на собственных ногах», — считает Айвс. Однако скептики указывают, что без государственной поддержки компания теряет ключевое конкурентное преимущество перед китайскими производителями.
Проблемы усугубляются тем, что под сокращение субсидий попадает и энергетическое направление Tesla, в частности солнечные панели и Powerwall, которое в 2024 году принесло 10 миллиардов долларов выручки. Отмена 60-процентного налогового вычета для солнечных систем может серьезно ударить по этому сегменту.
Теперь балансирует на грани из-за политических разногласий своего лидера. Как отмечает Гербер: «10 лет назад электромобили были диковинкой. Сегодня они везде — и в этом заслуга Илона. Но теперь он может стать жертвой собственного успеха».
Какой бы путь ни выбрал Маск, ясно одно: эпоха, когда Tesla росла на волне государственной поддержки и всеобщего обожания, закончилась. Впереди — проверка на зрелость в условиях, когда политика оказалась сильнее технологий.
Компания не комментирует никак такие финансовые трудности, но в этом молчании, по мнению экспертов, заключается вся драма ситуации: компания, построившая бренд на открытости, теперь замыкается в себе, пытаясь найти выход из кризиса, который ее создатель не предвидел.