Готовы ли члены Шанхайской организации сотрудничества принять в свои ряды Армению? О желании страны стать членом ШОС заявил премьер Никола Пашинян. Он также сообщил о высокой вероятности, что Армения выйдет из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). По словам Пашиняна, присоединение к ШОС соответствует политике "балансирования и сбалансированности", которую проводит Ереван.
На состоявшемся в китайском Тяньцзине совещании министров иностранных дел входящих в ШОС государств речь, действительно, шла о перспективах расширения организации с учетом, что заявок на вступление в нее скопилось достаточно много. Названия стран, заинтересованных в присоединении к "шанхайцам", не раскрываются. На предстоящем в последние дни августа саммите ШОС, его участникам предстоит утвердить новый порядок взаимодействия с организацией. В частности, по аналогии с БРИКС, будет создан формат "ШОС плюс" и утвержден статус партнера ШОС. Уже объявлено, что первой страной - партнером "шанхайцев" станет Лаос.
В желании Пашиняна сделать Армению полноценным членом ШОС многое выглядит нелогичным, а сами заявления армянского лидера больше смахивают на пиар-ход, чем на реальный политический процесс.
В Ереване считают, что ведут разновекторную политику, в том числе, когда интересуются вступлением в ШОС, считает пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Достаточно сравнить цели ОДКБ, из которой собирается вывести Армению Пашинян, и официально заявленные цели Шанхайской организации, чтобы увидеть значительное число совпадений. Обе структуры стремятся к укреплению мира, международной и региональной безопасности. Принципиальное различие, пожалуй, заключается в том, что ОДКБ, осуществляет защиту на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета своих членов, а ШОС реализует совместное противодействие новым вызовам и угрозам, то есть в военном плане выглядит менее обязывающим форматом. Стремление Армении в Шанхайскую организацию обусловлено, в первую очередь, не готовностью Еревана активно участвовать в ее работе и продвигать общие ценности, а надеждами "поподглядывать" и "поподслушивать".
В интересах кого - тоже понятно. Для реализации своих долгосрочных планов приблизить страну хотя бы к предбаннику Евросоюза Пашинян надеется повысить ценность Армении глазах его собеседников из Брюсселя. Осведомленность о внутренней кухне ШОС, возможность влиять на курс организации и ветировать ее решения дало бы армянскому президенту возможность быть полезным в будущем новым европейским партнерам. В вопросах присоединения к ШОС Пашинян рассчитывает на поддержку Китая и Индии, с которыми Армения выстраивает экономические и политические контакты.
Пашинян утверждает, что не ставит во главу повестки вопрос о вступлении страны в Евросоюз, мол эта тема идет в Армении фоном. Для полноценного членства в Шанхайской организации сотрудничества необходимо, чтобы все ее члены согласились с кандидатурой Еревана. С учетом внешнеполитической линии, которую проводит Армения, и тех гонений на церковь и внутреннюю оппозицию, которая осуществляют ее власти, такое коллективное согласие выглядит малоосуществимым. Для гипотетического партнерства в рамках "ШОС плюс" также требуется коллективное непротивление членов организации. Напомню, что Турция, будучи в НАТО, тем не менее год назад подала заявку на членство в БРИКС. Но фактически получила отказ - ей было предложено стать только "страной-партнером". После чего интерес Анкары к формату стал угасать.
Можно предположить, что аналогичный сценарий ждет Армению, которую отправят ждать очереди на партнерство. Но не более. Потому что "страна-флюгер", которая прикрывает словами о многовекторности, очевидные прозападные устремления принесет ШОС больше вреда, чем пользы. В Кремле называют планы Еревана выйти из состава ОДКБ "суверенным правом республики", и это верно. Как верно и то, что из 10 нынешних членов Шанхайской организации, пять одновременно входят в состав ОДКБ - Россия, Киргизия, Беларусь, Таджикистан, Казахстан. Резкие, критические, несправедливые обвинения Пашиняна в адрес ОДКБ многие в этих странах воспринимают негативно. В Ереване свои геополитические метания объясняют нежеланием "класть яйца в одну корзину". Но тот, кто реализует внешнеполитические амбиции подобным образом, оскорбительно для партнеров, может в конечном итоге вовсе остаться без яиц.